Кликбейт (Clickbait) – это термин, который возник от сочетания двух английских слов, переводящихся как «щелчок» и «наживка». Так называют сенсационные и при этом недостоверные заголовки, которые пытаются привлечь внимание читателя.
Что представляет собой кликбейт?
В погоне за трафиком многие авторы выбирают слишком яркие названия для своих новостей. Поэтому кликабельные заголовки не всегда передают истинную суть материала – часто они содержат гиперболизированные, «громкие» фразы. Визуальный информационный контент может быть не только в виде заголовков, но и в формате гиперссылок, фотографий или баннеров.
Сам термин возник уже в эру повсеместного распространения интернета, однако такие приемы используются не одну сотню лет. Ярким мерцающим баннерам предшествовали объявления, газетные заголовки и афиши.
Главная особенность кликбейтов – манипуляции эмоциями читателя для захвата его внимания. Количество просмотров и переходов растет, но пользователи вводятся в заблуждение. У них формируются завышенные ожидания от материала.
Считается, что чем бредовее заголовок, тем выше шанс, что по нему кликнут. Все из-за менталитета – людей привлекают нелогичные и безумные вещи, они склонны верить даже сомнительным заявлениям и с удовольствием посетят страницу с заголовком «Я смог заработать миллион за три дня – узнай как!». Хоть потом и разочаруются, прочитав очередную статью про онлайн-казино или игровые автоматы.
Эмоции, которые может активировать кликбейт, разнообразны. Это:
страх;
сопереживание;
зависть или злость;
любопытство.
Сами заголовки могут содержать не только искаженный смысл, иногда они прямо противоречат новости. Контент становится нерелевантным тизеру в угоду высокому соотношению кликов к просмотрам.
Зачем нужны кликбейты и какими они бывают?
Цель любого громкого заголовка – максимальный показатель CTR. ЦА должна включить видео, перейти по баннеру или заголовку, просмотреть ссылку. Для этого используются наиболее «животрепещущие» тематики:
«волшебные» лекарства и народные средства;
современные супергаджеты, выполняющие кучу полезных функций;
сексуальная жизнь;
знаменитости, их фейковые заболевания и смерти, личная жизнь;
политика.
Помимо накрутки количества просмотров, с помощью кликбейтов могут продвигаться фейковые новости и вирусный контент, распространяться вирусное ПО. Они часто используются для заработка на реферальных программах.
Но сам метод привлечения внимания не всегда плох – если использовать его грамотно. Высокий уровень конкуренции за клики и большое количество информационного шума вынуждают пользоваться им даже честных блогеров и журналистов. Правда, в более «мягкой» форме.
Форматы
Направлений у такой рекламы несколько: ее можно встретить на видеохостингах, в желтой прессе, на сайтах «для взрослых» и сервисах, распространяющих пиратский контент. Нередко прием используется и в тизерных сетях.
Контент подобного типа, как правило:
нарушает общую стилистику носителя;
передает смысл материала в искаженном виде;
провоцирует интерес и желание перейти на рекламируемую страницу;
вызывает ответную реакцию, яркую эмоцию, интерес.
Выбор типа кликбейта зависит от рекламируемого материала или услуги.
Например, на сайтах с рецептами, рассчитанных на людей в возрасте, будет логично разместить ссылки на новость о повышении пенсии.
На Ютубе кликбейты имеют форму ярких обложек видеороликов и названий, написанных капслоком,
превью дополняется яркими стрелками, выделениями, крупным шрифтом.
Примеры использования вирусных заголовков
Самый простой пример кликбейта – дешевая вирусная реклама по типу «Каждому пенсионеру выдадут 100 000 рублей уже завтра» или «С помощью обычной советской соды можно излечиться от рака». Несмотря на абсурдность таких заявлений, старшее поколение часто переходит по баннерам.
Создатели подобной навязчивой рекламы очень любят ощущение недосказанности – например, используют кликбейтные заголовки из серии «Я избавилась от головной боли, добавляя в пищу всего одну ложку…». Помимо них, в тексте может затрагиваться эзотерика, острые социальные проблемы, способы легкого заработка или улучшения внешнего вида, стихийные бедствия и катастрофы.
Рассмотрим несколько примеров.
На первой картинке мы видим популярную тематику (эзотерика, знаки зодиака), заголовок сразу вызывает эмоции страха и заинтересованности: «Что такое должно быть в моем гороскопе, если он меня ошарашит. Что-то плохое?». Вторая реклама тоже привлекает внимание, повышает интерес: «Что же сделала эта девушка, как она танцевала?».
А вот здесь взята известная личность, и реклама «давит» на ее поклонников (и ненавистников). Увидев баннер, пользователь не получает информации о состоянии звезды, но понимает, что с ней случилось что-то серьезное, поэтому очень хочет узнать – и переходит по ссылке.
На самом деле, большинство «вирусных» кликбейтов похожи друг на друга, поэтому распознать их несложно.
Как определить, что перед вами кликбейт?
Часто используется повелительное наклонение, полные восторга или удивления неполные предложения, просторечия и фразеологизмы.
Значимость описанного сильно преувеличивается и гиперболизируется. Текст богат на эпитеты и содержит обещания:
поделиться выгодой, помочь крупно сэкономить или разбогатеть;
приобрести дорогой товар по неестественно низкой цене;
рассказать о несчастьях или смертях, связанных с деятелями культуры и искусства;
узнать о своем будущем или прошлом (та же эзотерика);
вылечить от тяжелой болезни распространенными средствами, например конкретными овощами или йодом.
Еще один «красный флаг» при выявлении кликбейта – чрезмерное использование восклицательных и вопросительных знаков. Конструкции как будто бросают читателю вызов: «ты никогда не слышал о…», «не угадаешь, что мы нашли…», «наверняка, ты еще не пробовал…». Чаще всего общение со зрителем ведется на «ты». Надписи сопровождаются яркими изображениями, часто не соответствующими тематике.
Самый яркий признак того, что автор рекламы не гнушается на введение в заблуждение своих же читателей – в заголовке не раскрывается суть информационного повода, но создается интрига.
Стоит ли использовать вирусные заголовки?
Сам термин имеет негативную окраску. Среди специалистов по продвижению и рекламе, а также журналистов, применение кликбейтов считается моветоном. Они так или иначе отрицательно влияют на процент отказов, а это значит, что рейтинг сайта снижается. В результатах выдачи последний будет отображаться гораздо ниже, чем раньше.
Аналогичная ситуация и с YouTube – при низкой вовлеченности (когда большая часть пользователей выключает ролик раньше положенного или перематывает его несколько раз) оно перестает предлагаться другим зрителям.
Само доверие к сервисам, пестрящим завлекающей рекламой, все сильнее угасает. Выработавшаяся у современного человека «кликбейт-слепота» защищает его от странной рекламы. Посетители сайтов подсознательно понимают, что не получат ожидаемого при переходе на страницу.
Помните, что любой инструмент маркетинга нужно использовать в меру. Поэтому, проанализировав плюсы и сильные стороны кликбейтов, можно выделить некоторые «нейтральные» элементы и использовать их для написания собственных заголовков. Например, ту же недосказанность или усиление аргументации с помощью цифр.
Вы не повлечете репутационные риски, если у клиента не появится чувство «обманутости». Он перешел по интересующей ссылке, получил информацию – ожидания реализовались. Поэтому качественные заголовки всегда должны отображать, какой контент пользователь получит после клика.
Квишевская
https://timeweb.com/ru/
Комментариев нет:
Отправить комментарий