Не припомню ни одной выставки в Российской национальной библиотеке, на которой экспонатами стали бы… ароматы. Причем в данном случае речь не о характерном запахе старинных книг или журналов, а о давно ушедших ароматах дореволюционных духов. «Скошенное сено», «Гиацинт», «Букет из гарема»… Их изготовили современные парфюмеры.
— В давние времена формулы запахов не афишировались, однако нам повезло найти сборник рецептур и приобрести его на аукционе, — рассказала президент Гильдии парфюмеров России Оксана Чернышова. — Конечно, множество ароматных компонентов в настоящее время оказались труднодоступными. Например, китовую амбру, запасы которой в то время были у поставщиков, сейчас не найти. Впрочем, появились синтетические аналоги.По словам Чернышовой, создать точную копию давних духов практически невозможно. Поскольку трудно сказать, насколько прежние эфирные масла отличаются от современных, ведь сроки годности таких продуктов измеряются всего несколькими годами. А некоторые ароматные вещества, использовавшиеся больше века назад, были впоследствии запрещены к применению в парфюмерии и косметике. Например, если было доказано, что они вызывают аллергию и наркозависимость…
Поскольку выставка все‑таки библиотечная (ее подготовил отдел эстампов и фотографий), то экспонатами стала прежде всего печатная продукция — афиши дореволюционных российских парфюмеров конца ХIX — начала XX века. В ту пору выпускали даже рекламные прейскуранты, пропитанные ароматом духов.
— Имена художников, создававших эти произведения, нынче неизвестны, в основном это были мастера средней руки, — говорит главный библиотекарь отдела эстампов Дина Алешина. — Кроме, пожалуй, одного плаката, занявшего на нашей выставке особое место, поскольку его автор — Казимир Малевич. Это реклама одеколона «Северный», а рядом в витрине — флакон для того же одеколона, созданный по эскизу Малевича.
Для многих художников подобные заказы были просто средством заработка. Как вспоминал мастер русского авангарда Иван Клюн, однажды Малевичу посулили хороший заказ, а тот был в крайне стесненных обстоятельствах: у него не было даже приличного пальто. «Он пришел ко мне и просил дать ему пальто, чтобы сходить эту работу получить…» — рассказывал Клюн. Вот так и родился флакон в виде стеклянного айсберга с белым медведем на массивной вершине — тяжеловесный, угловатый и асимметричный, полностью в эстетике модерна…
В свое время французские парфюмеры увидели в России привлекательный рынок сбыта своей продукции и основали здесь парфюмерные компании, которые затем стали полностью русскими и даже получили статус поставщиков императорского двора. С конца XIX века духи, созданные в России, признавались одними из лучших в мире. После революции некоторые из них сохранились, получив новые имена. К примеру, «Красная Москва» — это не что иное, как бывший «Любимый букет императрицы».
Сразу после революции все парфюмерные фабрики были национализированы и переориентированы, прежде всего — на выпуск мыла для нужд Красной армии. Но когда в начале 1920‑х годов наступил нэп, изысканный парфюм вернулся. Все мыловарни, жаждущие расширить номенклатуру, были объединены в трест ТЭЖЭ — Государственное объединение (трест) заводов жировой и костеобрабатывающей промышленности и гигиены. Плакаты от ТЭЖЭ тоже стали экспонатами выставки.
«В каждой квартире, в любом этаже знают достоинства марки ТЭЖЭ» — звучал слоган того времени. Что значила эта аббревиатура, многие не знали даже тогда, потому расшифровывали ее как «Тайна женщины».
ФОТО William Bout on Unsplash
Сергей Глезеров
https://spbvedomosti.ru
Комментариев нет:
Отправить комментарий