Задумывая проект, его организаторы исходили из того, что гуманитарно ориентированная молодежь зачастую не знает о том расширенном диапазоне профессий и специальностей, которыми она может овладеть. Между тем сегодня в перечне гуманитарных специальностей, утвержденных Министерством науки и высшего образования, их около тридцати. В том числе драматург, продюсер, лингвист, сценарист, художник-постановщик, специалист в области изящных искусств, звукорежиссер... О сути и ходе реализации «Гуманитариума» рассказала его руководитель – советник генерального директора РНБ по проектной деятельности и развитию Полина-Тереза ДАВЫДОВА.
– Полина Георгиевна, современные школьники кажутся вполне себе самодостаточными. Чем библиотека может им помочь?
– Найти свое место в социальной жизни, творчески реализоваться, выбрать профессию.
Мы с коллегами из РНБ, преподавателями гуманитарных и творческих вузов, деятелями культуры и искусства разработали комплексную программу, нацеленную на то, чтобы рассказать старшеклассникам о широком списке гуманитарных профессий, востребованных, в частности, современными библиотеками, музеями, театрами. Научить тому, как подготовить себя к вступительным испытаниям на конкретную специализацию, как сдать творческий экзамен, который часто состоит из рецензии, сочинения, собеседования, демонстрирующих интеллектуальный багаж и социальный опыт.
Российская национальная библиотека – практически идеальная площадка для подобного профориентационного эксперимента. Здесь работают не только библиотекари и филологи, но и историки, архивисты, реставраторы, специалисты в области издательского дела...
Отобрать участников пилотного проекта нам помогала «Академия талантов». Речь шла о школьниках с 9-го по 11-й класс – тех, кто победил в олимпиадах, тех, у кого есть значительный актив творческой и исследовательской деятельности.
Мы со своей стороны провели отбор из уже предложенных нам кандидатур, попросив ребят написать творческое эссе, связанное с опытом их жизни, интересами, профессиональными стремлениями. Получив несколько десятков текстов, отобрали 20 человек. Хотели, конечно, больше, но повлияли ограничения, связанные с эпидемией коронавируса.
Необходимо подчеркнуть: все наши участники – абсолютно современные молодые люди, ни в коей мере не оторванные от нынешнего мира, мира науки и искусства. Они пользуются всеми видами соцсетей, в курсе новостей, весьма начитанны: мы даже не предполагали, что они читают печатные книги в таких значительных объемах!
– И что же происходило в рамках проекта «Гуманитариум»?
– Базовой площадкой стала Российская национальная библиотека, нас поддержал городской комитет по культуре. Участники проекта общались с учеными, специалистами, изучающими и сохраняющими культурно-историческое наследие, театроведами, писателями, сценаристами, проект-менеджерами, маркетологами, экономистами в сфере культуры. Кроме того, были еще походы в театр, и наши ученики получили первый опыт написания отзыва о театральных постановках.
Нам было важно, чтобы участники «Гуманитариума» поняли: лежащий в основе культуры текст – это не только слова, связанные в предложение, имеющие какой-либо «здравый» смысл, но и набор символов, которыми не всегда являются только буквы. Символами могут явиться музыкальная гамма, графический рисунок, элемент скульптурной композиции... Иными словами, текстом является на самом деле все – и художественное произведение, и рекламное объявление, и даже любая плашка в Интернете.
Говоря с нашими участниками об их будущем жизненном выборе, мы не занимались психологическим тестированием, хотя подобный метод весьма популярен в курсах профориентации. Мы на это смотрим немного по-другому: на наш взгляд, в процессе самоосмысления, рефлексии, самоидентификации очень помогает пусть краткое, но глубокое погружение в творческую лабораторию великих художников, ученых, философов.
– То есть участники проекта обогатили свой интеллект?
– Не только. Гораздо важнее другое: наши слушатели встали на путь осознания своего места в культурно-историческом контексте. Сами школьники признавались потом, что обрели новый взгляд на привычные вещи и на самих себя. И думать как раньше они уже не только не захотят, но и не смогут: последствием их участия в нашем проекте стала переоценка приоритетов, появление новых идей.
Вот лишь некоторые высказывания самих участников «Гуманитариума»: «Каждый день, проведенный здесь, был для нас маленькой жизнью», «стало яснее, каковы мои способности и что я должен делать для их развития».
Выводы напрашивались сами собой: чтобы определить свое место в мире, в том числе профессиональное, нужно изучить себя, разобраться в том, кто я есть.
– Не каждому взрослому под силу честно ответить на вопрос: «кто я есть как профессионал?», а тут речь идет о совсем молодых людях...
– Да, большинство людей не успевают проанализировать свои подлинные творческие возможности и устремления, и в этом нет их вины... Тем более важно, что участники «Гуманитариума» начали с того, что прежде всего попробовали разобраться: чего я жду от жизни и самого себя? Потому что именно совокупность собственных психоэмоциональных, интеллектуальных возможностей и социальных намерений позволяет сделать точный профессиональный выбор.
Я абсолютно уверена, что практические результаты наших встреч так или иначе случатся, и это уже будет естественным последствием «Гуманитариума». Конечно, мы поможем нашим участникам: предоставим целевые направления для поступления в гуманитарные вузы, которые сегодня заинтересованы в мотивированных абитуриентах, продолжим индивидуальную подготовку к вступительным экзаменам.
Но важно напомнить и о том, что говорил Константин Станиславский, когда обучал артистов управлять собственным вдохновением. Он неустанно искал ответ на вопрос, как добиться того, чтобы, выходя на сцену, актер, даже самый посредственный, всякий раз был готов к импровизации – к живому подлинному творчеству, а не имитации чувств. И пришел к следующему выводу: сначала надо внутренне освободиться от психологических зажимов, научиться управлять собой как инструментом в любых драматических ситуациях. Такой внутренне свободный человек (не раб), по мысли Станиславского, впоследствии может стать кем угодно, играть любую роль что в пьесе, что в жизни...
Следуя методологии Станиславского, мы пытались донести до участников нашего проекта мысль: если мы умеем управлять собой, то в конечном счете будем успешно и профессионально играть любые социальные роли.
– А что дальше?
– Продолжим работу. В рамках «Гуманитариума» предполагаются курс «Искусство кино», творческие встречи с практиками в сфере разных профессий – режиссерами, актерами, дизайнерами, продюсерами.
В нашем проекте уже участвовали писательница и драматург, автор сценариев к полноформатным художественным фильмам Ольга Погодина-Кузьмина, известный театральный критик, автор многих документальных циклов о театре Александр Платунов, крупнейший специалист в сфере изучения рукописного наследия Алексей Алексеев.
Перед финалом пилотного проекта мы предложили нашим участникам придумать индивидуальные творческие проекты в сфере их интересов и предполагаемой будущей профессии. Лучшие инициативы будут внедрены в практику РНБ в области культурно-просветительской деятельности.
Глезеров С.
https://spbvedomosti.ru/
Комментариев нет:
Отправить комментарий