среда, 23 ноября 2022 г.

Законопроект о рекомендательных алгоритмах в интернете

Инициатива получила резкую критику со стороны отрасли. Под регулирование могут попасть соцсети, видеохостинги, онлайн-кинотеатры, поисковики и маркетплейсы.
Законопроект о рекомендательных алгоритмах в интернете все-таки могут внести в Госдуму, несмотря на критику участников рынка. С одной из последних версий документа ознакомилась газета «Коммерсантъ». Из текста следует, что все сайты и сервисы, использующие рекомендательные алгоритмы, должны дать пользователям возможность частично или полностью отказаться от этой технологии.

Сейчас алгоритмы рекомендаций используют не только поисковики, соцсети, видеохостинги, музыкальные стриминговые сервисы и онлайн-кинотеатры, но и крупнейшие маркетплейсы. И все они могут попасть под действие соответствующего закона, если он будет принят. Депутаты говорят, что сервисы, используя алгоритмы рекомендаций, могут манипулировать потребителями, создавать аномальный интерес к товарам и влиять на общественное мнение, повышая риски социальных конфликтов. Представители отрасли выступают резко против. Но автор инициативы, зампред думского комитета по информполитике Антон Горелкин считает, что бизнес преувеличивает масштаб возможных проблем:
«Инициатива эта не для участников рынка, а для пользователей. На мой взгляд, бизнес излишне алармирует по поводу этого законопроекта. Речь идет не о том, чтобы в целом запретить использование рекомендаций, ни в коем случае. Но мы считаем, что у пользователя должен быть выбор, как ему формировать свою ленту. В Telegram нет рекомендательных алгоритмов, мне поэтому, конечно, нравится его использовать, я свою новостную ленту формирую самостоятельно, никто мне ничего не подсовывает, это мой выбор».

Некоторые эксперты говорят, что предложенные ограничения необходимы, что не каждый пользователь желает, чтобы кто-то направлял. И говорят спасибо за то, что алгоритмы не требуют отключить для всех, что оставляют право выбора за конечным пользователем. Но бизнес, очевидно, понесет потери даже от такого вариативного сценария. Во-первых, интернет-сервисам придется поддерживать минимум две версии платформы — с алгоритмами и без. Это уже дополнительные затраты. Во-вторых, часть пользователей откажутся от рекомендаций просто из страха, говорит гендиректор объединяющей онлайн-кинотеатры ассоциации «Интернет-видео» Алексей Бырдин:
«Не разобравшись, люди отказываются от многих очень вещей, которые на самом деле несут им прямую пользу, причем отказываются от этого, исходя из каких-то своих собственных фобий, связанных с ощущением слежки с чьей-то стороны. Именно поэтому мало кто из тех, кто получал предложение от компании Apple или от компании Microsoft отправлять им сведения об ошибках, реально нажимал кнопку «да, отправлять», «да, делиться» какими-то сведениями. Потом люди ругаются на то, что у них что-то глючит или зависает».

В Ассоциации компаний интернет-торговли уже посчитали, что закон в случае его принятия ежегодно будет отнимать у отрасли более 100 млрд рублей. Комментирует гендиректор «InfoLine-аналитики» Михаил Бурмистров:
«Сейчас нишевые компетенции работы сервисов доставки, таких как «Сбермаркет», например, и крупнейших маркетплейсов — Ozon, Wildberries, «Яндекс.Маркет» — осуществляются за счет рекомендованных алгоритмов, за счет алгоритмов системного подбора рекомендуемых покупок для клиентов. Невозможно просто так разобраться в 150 млн наименований, которые представлены на Ozon, в 50 млн, которые представлены на «Яндекс.Маркете», поэтому, конечно, рекомендованные алгоритмы — это очень позитивная и полезная история».

Не в восторге и представители соцсетей — 97% просмотров коротких роликов в «VK клипах» приходятся как раз на рекомендации. А TikTok в принципе строится на рекомендациях. «Яндекс» тоже против этого закона. Другими словами, отрасль не рекомендует. Но некоторые депутаты, похоже, для себя эту функцию уже отключили.
Иван Медведев
https://www.bfm.ru

Комментариев нет:

Отправить комментарий