понедельник, 30 ноября 2020 г.

«Умная библиотека» – городу

 В государственной научной библиотеке Кузбасса им. Федорова заработал новый технологический комплекс под названием «Умная библиотека».На него было выделено девять миллионов рублей из регионального бюджета по госпрограмме «Культура Кузбасса». Теперь кемеровчане могут взять книги на дом и вернуть их обратно без участия библиотекарей.

В основе проекта – радиочастотная идентификация (RFID). Благодаря этому в библиотеке перестраиваются основные процессы – запись книги и ее выдача на абонементе, возврат книги, контроль несанкционированного выноса книг из библиотеки. А еще – инвентаризация и поиск неверно размещенных книг в книгохранилище.

Подробнее о новшествах, их актуальности для городской среды мы поговорили с Натальей Майнгардт, заместителем директора по библиотечной работе.

– Наталья Леонидовна, как теперь будет происходить выдача книг?

– Вы приходите в читальный зал, где вся литература на виду, и сами выбираете книги, которые нужны. Каждая из них снабжена радиочастотной меткой. Записываете их с помощью станции, вставив читательский билет в картоприемник и выполняя голосовые команды. Станция у нас «разговаривает» – подсказывает алгоритм действия, так что запутаться невозможно.

Сейчас мы работаем над тем, чтобы открыть как можно больше фондов, чтобы человек мог прийти в библиотеку, выбрать сам себе литературу и смог сам ее на себя записать. То же самое происходит и с возвратом – сделать это можно самому. Как вы знаете, книги выдаются на определенный период. После этого ее нужно продлевать либо сдавать (иначе будут штрафные санкции). В данном случае человек может даже поздно вечером сдать книгу в библиотеку, потому что у входа стоит смарт-бокс: вставляешь читательский билет, «шторка» открывается, кладешь книжки по очереди в корзину с двойным дном. Когда в боксе будет более 50 книг, они отправятся на стерилизацию.

– Расскажите про ваш стерилизатор подробнее.

– Это очень актуальное приобретение в период пандемии, которое позволяет позаботиться и о здоровье читателей в том числе. Государственная научная библиотека Кузбасса им. В.Д. Федорова – единственная библиотека в Кузбассе, у которой есть такой обеззараживатель. До этого экземпляры после прочтения собирались в мешки и уходили на пятидневный карантин в специально отведенную комнату. Теперь достаточно минуты, чтобы стерилизовать книгу. Оборудование вмещает в себя до трех книг, которые помещаются в держатель устройства. Издания подвергаются одновременному воздействию ультрафиолетовой лампы и внутреннего вентилятора. Кстати, этот необычный гаджет под названием Bookshower («душ для книг») изобрели в Китае.

– Что делается, чтобы не допустить несанкционированный вынос книг?

– На входе в библиотеку в доконтрольной зоне стоит противокражная система. Это ворота, которые сигнализируют на радиочастотную метку. Если человек по каким-то причинам взял книгу и забыл ее на себя записать или специально ее пытается вынести, это будет зафиксировано системой, и ворота подадут звуковой и световой сигналы. Вообще, у нас каждая книга открытого фонда оклеена радиочастотной меткой, которая работает как некий маяк, который постоянно перепрограммируется: когда человек выносит книгу, с этой метки снимается противокражный бит, а как только книга возвращается, бит возвращается. Очень удобно.

– Нравятся ли самим библиотекарям такие новшества? Не боятся ли они остаться без работы?

– Мы проводим очень большую работу с персоналом и поясняем нашим сотрудникам, что это вовсе не означает, что они завтра пойдут под сокращение. Сейчас много работы, которая связана с оклейкой фондов радиочастотной меткой. Процесс этот не быстрый, потому что у нас около 2,5 миллиона экземпляров книг в фондах. Это очень большой объем. Метка не просто наклеивается, она перепрограммируется. Ранее у нас была система штрих-кодирования, её мы сейчас меняем. И сотрудники, которые теперь не выдают и не принимают книги, просто перенеслись на другие объекты. А еще идет очень большая работа по некоторому изменению библиотечных процессов. Библиотека становится не просто информационным учреждением, но и местом, куда можно прийти отдохнуть, побыть одному, пообщаться с единомышленниками. И здесь тоже необходим человек. Наши сотрудники выстаивают отношения с местными сообществами, чтобы к нам ходили.

– Читателям понравились новые технологии?

– Молодежь и люди среднего возраста реагируют на наши новшества хорошо, потому что это ускоряет их обслуживание. Они готовы к этому общению с машиной. Старшее поколение не всегда в восторге. Не потому, что они не умеют работать с такой техникой (у нас все очень понятно). Наши люди относятся вообще ко всем нововведениям настороженно (не только библиотечным), потому что считают, что их могут обмануть или случится какой-то сбой в системе. Нам приходится все объяснять, демонстрировать. На всех устройствах, которые контактируют с книгой, есть квитанции. Ее можно распечатать (как в банкомате), взять с собой домой и быть спокойным, что книга сдана (на руках есть документ). В целом, читатели вполне готовы общаться с системой. Им явно интересно самостоятельно записать на себя издание. Да, рост обращений к станции самообслуживания увеличивается.

– А людям с ограниченными возможностями здоровья удобно получать услуги библиотеки?

– Конечно. Для таких пользователей зона первого этажа оборудована специальным образом: пандусы, поручни, в сервис-центре стоит специальный компьютерный стол для посетителей на инвалидных колясках. В коворкинг также можно въехать. Получается, что весь первый этаж библиотеки – доступная среда. И станцией самообслуживания посетители с ограниченными возможностями тоже могут воспользоваться – там есть регулятор высоты.

– А что еще популярно в библиотеке?

– Очень интересно читателям наше новое пространство «Край 42», где размещены интерактивные панели. Здесь представлена информация краеведческого характера, в том числе и книги из редкого фонда библиотеки. Так как книжные коллекции достаточно старые, физически их бывает выдать невозможно, мы их оцифровали, и теперь они доступны в электронном варианте. На экране панели даже есть эффект пролистывания страниц книг.

Наш коворкинг тоже популярен, особенно среди молодежи. Но сейчас сюда приходит мало людей из-за ограничений. Посещение коворкинга не предполагает даже наличия читательского билета. Здесь установлено современное оборудование, можно получить все те же информационные услуги, что и в библиотеке. Но при этом совершенно спокойно можно воспользоваться кофе-машиной, попить чаю и перекусить. В коворкинге работают в группах часто даже представители малого бизнеса, которые приглашают своих коллег для проведения мероприятий.

– Есть еще какие-то планы по модернизации ?

– Да, мы хотим приобрести специальные стеллажи-ячейки, которые смогут выдавать книги в часы, когда библиотека уже не работает, а есть только охрана. Читатель оставляет предварительный заказ на литературу, а мы оформляем ему бесконтактную посылку. Сейчас в любое время можно лишь сдать книгу, а взять – только в электронном виде, если обратиться через сайт (там есть у каждого личный кабинет).

– Новое поколение читателей – другое?

– Оно разное. Я вообще против, когда говорят, что молодежь сейчас не читает, они хуже. Это не так. Вижу ту молодежь, которая приходит к нам в библиотеку – им интересно, у них горят глаза, им хочется взаимодействовать, творить, познавать, обучаться. Они предлагают даже какие-то свои идеи для развития определенных направлений в работе библиотеки. Да, они другие. Но очень многое им интересно. Поэтому новое поколение читателей растет. Оно есть. Это ребята, у которых достаточно широкий кругозор. Самое ценное – им интересно познавать и общаться.

 Анна Тимощук

Фото Сергея Гавриленко.

http://kuzbass85.ru/

Комментариев нет:

Отправить комментарий