Мобильные устройства отвлекают учащихся и отрицательно сказываются на обучении, свидетельствуют данные из 14 стран. При этом менее четверти стран мира ввели запрет на использование смартфонов в школах. Об этом говорится в новом докладе ЮНЕСКО, посвященном влиянию новых технологий на образование.
Авторы документа признают, что проанализировать ситуации было непросто, и виной тому слишком стремительное развитие технологий: новинки появляются в среднем каждые 36 месяцев. Кроме того, большая часть имеющихся данных приходится на самые богатые страны. Неравенство Главный вывод: в целом технологии позволяют миллионам учащихся получать образование, однако еще больше людей остается в стороне от этого прогресса.
Доступные и универсальные технологии открывают новые возможности для учащихся-инвалидов. Около 87 процентов взрослых людей с нарушениями зрения отметили, что на смену традиционным вспомогательным средствам приходят новые технологические устройства.
Радио, телевидение и мобильные телефоны заменяют традиционные методы обучения среди жителей труднодоступных районов. Почти в 40 странах мира используются учебные радиопрограммы. В Мексике трансляция телевизионных уроков в сочетании с очными занятиями способствовала увеличению охвата средним образованием на 21 процента.
Онлайн-обучение во время пандемии Онлайновое обучение, отмечается в докладе, предотвратило полный срыв образовательного процесса во время закрытия школ в связи с пандемией COVID-19. Дистанционным обучением предположительно было охвачено более одного миллиарда учащихся; в то же время его преимуществами не смогли воспользоваться по меньшей мере полмиллиарда человек, или 31 процент учащихся во всем мире, при этом 72 процента оставшихся за бортом приходится на беднейшие группы населения.
Урок в школе для девочек в Демократической Республике Конго. Доступ к интернету Право на образование все чаще ассоциируется с правом на полноценное подключение к сети, однако возможности доступа к интернету остаются неравными. Во всем мире к интернету подключены лишь 40 процентов начальных школ, 50 процентов младших средних школ и 65 процентов старших средних школ; 85 процентов стран осуществляют политику, направленную на улучшение возможностей подключения школ или учащихся к сети.
Дополнительные ресурсы
Некоторые образовательные технологии могут улучшать отдельные виды обучения в определенных условиях.
Цифровые технологии значительно расширяют доступ к учебно-методическим ресурсам. В качестве примеров можно привести Национальную академическую электронную библиотеку Эфиопии и Национальную электронную библиотеку Индии. В Бангладеш портал для учителей насчитывает более 600 тысяч пользователей.
Технологии оказывают незначительное или умеренное положительное влияние на некоторые виды обучения. Обзор 23 используемых в начальной школе приложений для изучения математики показал, что они ориентированы скорее на отработку и тренировку навыков, а не на их развитие.
Добиваться лучших результатов Акцент должен быть сделан на результатах обучения, а не на цифровых ресурсах, подчеркивают эксперты ЮНЕСКО. В Перу, например, как говорится в докладе, было выдано более миллиона ноутбуков, но они не были внедрены в образовательный процесс, и успеваемость не улучшилась. Как показал проведенный в Соединенных Штатах Америки анализ результатов более чем двух миллионов учащихся, исключительно дистанционное обучение приводит к увеличению пробелов в знаниях.
При этом технологии не обязательно должны быть самыми передовыми, чтобы оказывать положительное влияние. В Китае 100 миллионам учащихся сельских школ были предоставлены высококачественные записи уроков, что позволило повысить успеваемость на 32 процента и сократить разрыв в доходах между городской и сельской местностью на 38 процентов.
Право на образование все чаще ассоциируется с правом на доступ к интернету. Негативное воздействие технологий Технологии могут оказывать негативное воздействие в случае их нецелесообразного или неумеренного использования. Результаты крупномасштабных международных оценок, таких как Программа международной оценки учащихся, свидетельствуют о негативном влиянии чрезмерного использования ИКТ на успеваемость учащихся. В 14 странах было отмечено, что простое нахождение рядом с мобильным устройством отвлекает учащихся и отрицательно сказывается на обучении, при этом менее четверти стран ввели запрет на использование смартфонов в школах.
Цифровые навыки
Многие страны только начинают устанавливать приоритеты в области развития цифровых навыков в рамках учебных программ и стандартов оценки, отмечают авторы доклада.
Даже в самых богатых странах мира лишь около 10 процентов учащихся 15-летнего возраста используют цифровые устройства более часа в неделю на уроках математики и естествознания. Более того, учителя зачастую чувствуют себя неготовыми к преподаванию с использованием технологий и испытывают неуверенность при работе с ними. Только в половине стран мира имеются стандарты развития навыков учителей в области ИКТ.
Наиболее быстрые темпы внедрения цифровых технологий характерны для высшего образования, которое в наибольшей степени преобразуется под их воздействием. В 2021 году в массовых открытых онлайновых курсах приняли участие более 220 миллионов учащихся. Однако цифровые платформы подрывают роль университетов и создают проблемы нормативного и этического характера, например, связанные с подписками на эксклюзивный контент и данными учащихся и сотрудников.
Окружающая среда
По результатам одной из оценок, продление на год срока службы всех ноутбуков в Европейском союзе позволило бы сократить выбросы углекислого газа в объеме, эквивалентном снятию с дорог почти одного миллиона автомобилей.
ЮНИСЕФ/М. Гелман
https://www.for.kg
Комментариев нет:
Отправить комментарий