вторник, 1 сентября 2020 г.

Украина: В библиотеку за ... семенами

Об инициативе, которая расширяет миссию современной библиотеки и способствует сохранению локальных растений
Не секрет, что в условиях перманентного дефицита средств и недостатка внимания от власти разного уровня немало (а может, и большинство) украинских библиотек выживают и развиваются именно благодаря своей инициативности, изобретательности, настойчивости и энтузиазму («День» неоднократно об этом писал). Поэтому (но не только — напомним, в 2016 году особой частью юбилейной «Шкатулки сокровищ» «Дня» стали именно семена бархатцев из франковых Нагуевичей!) Мы с интересом восприняли новость о начале в Украине проекта «Семенные библиотеки», о котором поговорили с его инициатором, исполнительным директором Благотворительного фонда «Библиотечная страна» Люсьеной ШУМ и партнером инициативы, основательницей ОО «Насіннєва скарбниця» Татьяной Сытник.

СОЗДАТЬ СООБЩЕСТВО ЕДИНОМЫШЛЕННИКОВ
— Наш фонд «Библиотечная страна» начал инициативу Движение «Зеленые библиотеки в Украине» по внедрению экологической составляющей в деятельности библиотек Украины. Мы изучаем опыт библиотек мира в этом направлении и наткнулись на «семенные библиотеки», — рассказывает о возникновении идеи Люсьена ШУМ. — В мире это довольно распространенная библиотечная деятельность, например, в США уже более 500 таких библиотек.

Семенные библиотеки занимают и делятся семенами с целью сохранения локальных сортов растений. Некоторые дарят семена, а другие выдают их «взаймы» и ждут от участников, когда те вырастят растение до зрелости и вернут семена библиотеке. Также библиотека может устраивать мероприятия по обмену семенами, когда посетители собираются и обмениваются семенами и их его выращивания.
— Для вас это скорее возможность расширить границы библиотеки, увеличить ее коммуникативный потенциал или способствовать распространению определенных сортов и видов растений, сохранению локального биоразнообразия? Каково соотношение между этими задачами?

Л. Ш .: — Семенные библиотечные программы, безусловно, дополняют миссию современной библиотеки по развитию громад и содействию обучению на протяжении жизни. Но прежде всего библиотеки семян выполняют просветительскую функцию, подчеркивая сохранение многообразия живой природы. Следовательно, это не просто услуга выдачи семян взаймы, в рамках этой деятельности библиотека создает сообщество единомышленников, проводит учебные программы, лекции, мастер-классы на экологические, природоохранные темы, работают клубы органического земледелия и т. п.

— Как вы оцениваете саму идею проекта «Семенные библиотеки»? — спрашиваем Татьяну Сытник.

Т. С .: — Позвонила пани Люсьена: «У нас есть идея проекта» семенных библиотек «для обмена семенами» — для меня этот звонок, как второе дыхание в условиях карантина. Хорошо, что благодаря интернету и службам доставки мы могли стимулировать обмен посадочным материалом между постоянными участниками ярмарки и гостями так называемой онлайн-ярмарки «Семенной челлендж весна 2020» (напомним, о первом таком «челлендже» для популяризации отечественных сортов семян, который состоялся в 2018 году, «День», писал в материале «Сейся-родись ... украинское» https:// day.kyiv.ua/uk/photo/siysya-rodysyaukrayinske — ред.), но сама идея постоянных локальных точек обмена повисла в воздухе. Предвижу больше плюсов и возможностей в сосуществовании традиционных библиотек с практиками обмена семенами.

УЖЕ БОЛЕЕ 50 ЗАЯВОК
— Почувствовали ли вы запрос на такую  инициативу, которую обнародовали недавно? Кто уже откликнулся? От чего зависит, по вашим наблюдениям, активность сотрудников библиотек в разных регионах?

Л. Ш .: — Некоторые библиотеки Украины и ранее внедряли подобные инициативы, больше в плоскости объединения людей, которые интересуются садоводством, однако название «Библиотека семян» новое для украинских библиотек. Поэтому мы решили ввести такой инновационный проект с целью распространения мирового опыта и внедрения «семенных библиотек» как нового комплексного вида библиотечных услуг для громад. Мы получили более 50 заявок от заинтересованных библиотек. Уже провели первое обсуждение, на котором совместно разработали идеи, которые помогут внедрить этот проект в библиотеках, а также необходимые ресурсы и знания. http://livelibrary.com.ua/news/seed-libraries-ideas/

Каждая библиотека определила для себя следующие шаги, которые они планируют осуществить для реализации проекта, в частности это и поиск локальных партнеров, например, клубы садоводства и органического земледелия, учебные заведения, местные агрономы и селекционеры. Далее мы планируем провести онлайн обучение для библиотекарей, касающееся темы, например, об авторском праве на семена, основ органического земледелия и других. К нам уже присоединились партнеры — это журнал «Agroexpert», который передал журналы и книги для подарков библиотекам. И также сейчас мы собираем семена, которые будем передавать библиотекам в подарок для основания библиотек семян.

Также мы заручились поддержкой Общественной организации «Насіннєва скарбниця», которая оказывает методическую помощь.

«НЕДОПУЩЕНИЕ И СНИЖЕНИЕ РАСПРОСТРАНЕНИЯ РАСТЕНИЙ-ОККУПАНТОВ»

— На обмене семян каких видов и сортов растений вы бы советовали сосредоточиться? Что необходимо учитывать тем, кто хочет принять участие в инициативе?

Т. С .: — Для успешного внедрения инициативы на местах желательно получить начальные знания, касающиеся семенной дела на уровне потребителей и постепенно наращивать опыт, обмениваться им с коллегами. А наращивать опыт будем вместе, перенимая опыт коллег из-за рубежа и адаптируя в наших реалиях, направляя к цели поддержки локального растительного биоразнообразия.

Предупрежден — значит вооружен. Существует несколько критических точек и рисков, о которых стоит узнать с самого начала. Ознакомиться с действующим законодательством «О семенах и посадочном материале» и «Об охране прав на сорта растений». Ведь у каждого сорта есть автор и он должен получать вознаграждение за использование изобретения, независимо от того, это зарубежная селекция или отечественная. Желательно знать о «Государственном реестре сортов растений, пригодных для распространения в Украине», независимо от того, что он рассчитан на аграрный сектор, фермерские хозяйства.

В МИРЕ ЭТО ДОВОЛЬНО РАСПРОСТРАНЕННАЯ БИБЛИОТЕЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, НАПРИМЕР, В США УЖЕ БОЛЕЕ 500 «СЕМЕННЫХ БИБЛИОТЕК»

Поэтому для инициативы «Семенные библиотеки», на мой взгляд, наиболее подходящими будут так называемые народные сорта / образцы цветов, злаковых, почвопокровных, нектародающих и пыльцедающих растений, создающих местные цветущие конвейеры на весь сезон, и семена растений, которые уже стали редкими для защитных полос. Что касается аборигенных образцов яблонь, груш, вишен, которые могут быть безвозвратно потеряны, деревьев, которые имеют почтенный возраст, — проводить мероприятия по идентификации названия, поддержанию жизни растения и, при привлечении специалистов-садоводов, — проводить распространение сеянцев, привитых по региону.

Важными своевременными знаниями будет осведомленность о рисках распространения инвазионных чужеродных видов растений, карантинных видов. Ведь поддержка локального растительного многообразия — это недопущение и снижение распространения растений-оккупантов, в связи с чем на базе библиотек можно вести разъяснительную работу с местными потребителями, дачниками, пчеловодами, фермерами.

«СРЕДИ УКРАИНСКИХ БИБЛИОТЕК ЕСТЬ ЯРКИЕ ПРИМЕРЫ ВНЕДРЕНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ПРОЕКТА»

— Пани Люсьена, вы написали в Фейсбуке, что участие в этой инициативе привлекает заведения в сообщество экобиблиотек, которые заботятся о своих громадах. Что вы вкладываете в понятие «экобиблиотека» и какие примеры в Украине вы можете назвать?

Л. Ш .: — В мире уже более 20 лет существует движение «Зеленые библиотеки» — это концепция развития библиотек, которая включает усиление потенциала экологической эффективности и лидерства библиотек как провайдеров образования для устойчивого развития. Согласно определению, которое дает Международная федерация библиотечных ассоциаций и учреждений (IFLA), целью зеленых библиотек является привлечение внимания к устойчивому развитию своим примером и просветительской работой:

* Библиотечные здания максимально соответствуют критериям зеленого строительства и международным экологическим стандартам

* Зеленые библиотеки внедряют систему экологического управления в своей деятельности.

* демонстрируют собственным примером практики устойчивого потребления в деятельности библиотек.

* Проводят просветительскую работу и предоставляют информационные материалы по устойчивому развитию, привлекают общественность к изучению и решению экологических вопросов.

Наш фонд с 2019 г. внедряет пилотный проект «Зеленая библиотека» по созданию экологического образовательного пространства в Библиотеке им. Саши Чекалина для детей Киева в Оболонском районе. В частности, мы планируем обновить пространство в соответствии с требованиями экологического стандарта «Зеленый класс», а также библиотека уже внедряет просветительскую программу для посетителей. Стандарт «Зеленый класс» охватывает основные экологические аспекты учебных заведений, связанных с потреблением энергетических и водных ресурсов, управлением отходами, показателями безопасности и качества для закупок различных товаров и услуг в сочетании с экологизацией учебно-воспитательного процесса.

Среди украинских библиотек есть яркие примеры внедрения экологических проектов. Экопроект Львовской областной библиотеки для детей был отмечен в пятерке лучших конкурса IFLA Green Library Award 2017, это ежегодный конкурс для «зеленых» библиотек Международной федерации библиотечных ассоциаций и учреждений.

Кировоградская областная библиотека для детей им. Т.Шевченко внедряет учебно-игровой экологический проект «Эко-стиль твоего города», который призван сформировать культуру обращения с отходами у детей и родителей. В частности, библиотека издала экологическую сказку для детей писательницы Елены Горобец «Помста дерев».

Также библиотеки учебных заведений привлекаются, например, библиотека Сумского государственного университета при поддержке Goethe Institute с 2018 года внедряет проект «Зеленая библиотека», что является частью программы «Зеленый университет».

— К 20-летию газеты «День» по инициативе нашего главного редактора Ларисы Ившиной мы подготовили своеобразную «шкатулку сокровищ», куда, кроме открыток с первыми полосами газеты, фотографиями фотовыставки, карикатурами Анатолия Казанского и Виктора Богорада, рисунками и обложками «Маршрута №1» от Анны Гаврилюк мольберта и особого, «королевского карандаша», вошел и мини-мешочек с семенами бархатцев из с. Нагуевичи — родины великого Ивана Франко. Люди охотно покупали шкатулку и получали эти семена, сажали их по всей Украине (это и Сватово на Луганщине, и Михайловка на Волыни, и Шпола на Черкасчине и т.п.) под нашим лозунгом «Посеем — взойдет!». Таким образом мы способствовали созданию энергетического бархатцевого, франкового, разумного пространства. Ведь это семена, так сказать, в контексте и с подтекстом. Знали ли вы об этой инициативе? Как оцениваете ее «потенциал»?

Л. Ш .: — Не знала. Замечательная инициатива, обязательно похожую инициативу-флешмоб реализуем в семенных библиотеках.

Знаю о подобной инициативе фонда Богдана Гаврилишина https://bhfamily.org/responsibility-marathon/

Т. С .: — Я в восторге от этой истории! Потенциал инициативы высок, так и просится максимально использовать ежесезонно. Знать историю происхождения образца, еще и имеет составляющую национального сознания — очень вдохновляет создавать пространство гармонии, с определенным смыслом.

Кстати, в Коропском районе Черниговской области есть величественный Дуб Мазепы, которому ориентировочно 500 лет, — живой, молчаливый свидетель исторических событий...

Ольга ХАРЧЕНКО, «День». Фото з фейсбук-сторінки групи «Насіннєві бібліотеки»
https://m.day.kyiv.ua

Комментариев нет:

Отправить комментарий