По стране шагает цифровизация. Чем-то эта кампания напоминает коллективизацию 1930-х годов в СССР.
Тогда местные начальники столь рьяно взялись за дело, что отец народов и лучший друг физкультурников был вынужден слегка охладить их пыл статьей в газете «Правда». Некоторым утешением может служить то, что если коллективизация сломала миллионы человеческих жизней, то от цифровизации народу вроде бы и нет вреда. Сплошная польза.
Но это не так. Я знаю немало людей, отчаявшихся прорваться со своих ноутбуков, планшетов и смартфонов на сайты государственных услуг, разобраться с платежами ЖКХ, налоговыми начислениями, выправить «резидентную стоянку» для автомобиля, записаться в поликлинику и так далее. Народ не доверяет «цифре», нутром чует ее ускользающую иллюзорность. Недавно известная многим москвичам «Некрасовка» объявила о «перезапуске» (видимо, получилось не с первого раза) «Электронекрасовки» — крупнейшей онлайн-библиотеки, включившей в себя 20 тысяч газет и журналов. Не отстают от цифрового лидера и другие библиотеки, отважно переходящие на новые, исключающие общение читателя с «живой» книгой, технологии. Книга, как культурный артефакт, существует много столетий, в то время как цифровые носители сменяют друга едва ли не каждые несколько лет. Не слишком ли мы спешим, превращая книгу в «уходящую натуру»? Где гарантия, что через десять, скажем, лет молодые читатели смогут входить со своих сверхновых электронных устройств в «Электронекрасовку»? Или процесс «переоцифровки» будет бесконечным? Тогда какой смысл сживать со света книгу?
Книга, как культурный артефакт, существует много столетий, в то время как цифровые носители сменяют друга едва ли не каждые несколько лет / Антон Гердо, «Вечерняя Москва»
Книга, как культурный артефакт, существует много столетий, в то время как цифровые носители сменяют друга едва ли не каждые несколько лет
Сегодня мы переживаем трагедию книги — вечного друга, учителя и спутника человека. Если представить себе культурный процесс в виде пирамиды, то во все времена вершину этого процесса венчала книга.
Сальери в произведении Пушкина мечтал «разъять музыку, как труп». Именно это и делают с книгой современные цифровые и информационные технологии. Психологи справедливо полагают, что существует определенная разница в восприятии текста с бумажной страницы и с безликого серого экрана электронных устройств. В чтении задействуется душа человека, в «цифре» — всего лишь сектор сознания, отвечающий за восприятие и первичный анализ информации.
Не приведет ли цифровизация библиотек к тому, что новые поколения утратят понимание ценности и значения книги? Как можно ценить то, чего никогда не держал в руках?
А может, все дело в том, что люди, в соответствии с доктриной «квалифицированного потребления», должны получать эмоциональное удовольствие исключительно от потребления материальных и прочих благ, в список которых не входят культурные и духовные ценности. Только достанет ли на всех материальных благ? Может, не стоит спешить с ликвидацией книги «как класса»?
Юрий Козлов
ФОТО: Антон Гердо, «Вечерняя Москва»
https://vm.ru
Тогда местные начальники столь рьяно взялись за дело, что отец народов и лучший друг физкультурников был вынужден слегка охладить их пыл статьей в газете «Правда». Некоторым утешением может служить то, что если коллективизация сломала миллионы человеческих жизней, то от цифровизации народу вроде бы и нет вреда. Сплошная польза.
Но это не так. Я знаю немало людей, отчаявшихся прорваться со своих ноутбуков, планшетов и смартфонов на сайты государственных услуг, разобраться с платежами ЖКХ, налоговыми начислениями, выправить «резидентную стоянку» для автомобиля, записаться в поликлинику и так далее. Народ не доверяет «цифре», нутром чует ее ускользающую иллюзорность. Недавно известная многим москвичам «Некрасовка» объявила о «перезапуске» (видимо, получилось не с первого раза) «Электронекрасовки» — крупнейшей онлайн-библиотеки, включившей в себя 20 тысяч газет и журналов. Не отстают от цифрового лидера и другие библиотеки, отважно переходящие на новые, исключающие общение читателя с «живой» книгой, технологии. Книга, как культурный артефакт, существует много столетий, в то время как цифровые носители сменяют друга едва ли не каждые несколько лет. Не слишком ли мы спешим, превращая книгу в «уходящую натуру»? Где гарантия, что через десять, скажем, лет молодые читатели смогут входить со своих сверхновых электронных устройств в «Электронекрасовку»? Или процесс «переоцифровки» будет бесконечным? Тогда какой смысл сживать со света книгу?
Книга, как культурный артефакт, существует много столетий, в то время как цифровые носители сменяют друга едва ли не каждые несколько лет / Антон Гердо, «Вечерняя Москва»
Книга, как культурный артефакт, существует много столетий, в то время как цифровые носители сменяют друга едва ли не каждые несколько лет
Сегодня мы переживаем трагедию книги — вечного друга, учителя и спутника человека. Если представить себе культурный процесс в виде пирамиды, то во все времена вершину этого процесса венчала книга.
Сальери в произведении Пушкина мечтал «разъять музыку, как труп». Именно это и делают с книгой современные цифровые и информационные технологии. Психологи справедливо полагают, что существует определенная разница в восприятии текста с бумажной страницы и с безликого серого экрана электронных устройств. В чтении задействуется душа человека, в «цифре» — всего лишь сектор сознания, отвечающий за восприятие и первичный анализ информации.
Не приведет ли цифровизация библиотек к тому, что новые поколения утратят понимание ценности и значения книги? Как можно ценить то, чего никогда не держал в руках?
А может, все дело в том, что люди, в соответствии с доктриной «квалифицированного потребления», должны получать эмоциональное удовольствие исключительно от потребления материальных и прочих благ, в список которых не входят культурные и духовные ценности. Только достанет ли на всех материальных благ? Может, не стоит спешить с ликвидацией книги «как класса»?
Юрий Козлов
ФОТО: Антон Гердо, «Вечерняя Москва»
https://vm.ru
Комментариев нет:
Отправить комментарий