Современная наука значительно изменила нашу жизнь. Мы стоим на пороге создания особой системы экономических, социальных и культурных отношений, основанных на использовании цифровых технологий.
Какую роль в этом должно сыграть образование? Ведь нынешние, в том числе липецкие, школьники – это будущие специалисты принципиально новых отраслей, их подготовка должна соотноситься с потребностями трудового рынка будущего.
Цифровизация уже коснулась некоторых российских школ. Многие активно используют на уроках электронные доски, ноутбуки и скоростной Интернет. Мультимедийными сценариями уроков, 3D-программами, виртуальными музеями, библиотеками и лабораториями теперь никого не удивишь.
В Москве уже работает облачная платформа МЭШ (Московская электронная школа). К 2020 году планируется полностью отказаться от бумажных учебников по 11 школьным предметам, заменив их мобильными устройствами – индивидуальными планшетами. На них можно будет просматривать учебные материалы, видеоуроки, посещать видеоэкскурсии, пользоваться электронными библиотеками и вести электронные дневники.
В планах Министерства просвещения РФ – создание Российской электронной школы. Хорошо это или плохо?
Алексей ПРОХОРОВ
PRO
За цифровыми технологиями будущее. Но оно никогда для нас не наступит, если его приход не подготовить. «Цифровое» общество необходимо взрастить. А это возможно сделать только путём коренной модернизации существующей системы образования.
Нынешняя школа превратилась в анахронизм, она уже не соответствует запросам времени. Большинство предметов и отдельно полученных знаний мы никак не используем в жизни, а забываем сразу после того, как сдали экзамен.
Конечно, мы учимся мыслить, анализировать и сопоставлять факты, приобретаем полезные навыки в процессе изучения той или иной дисциплины. Однако в большинстве своём работаем с бесполезной информацией. Так почему бы нам не актуализировать процесс обучения?
Необходимо направить своё внимание на решение задач, которые ставит время. Темп жизни убыстряется с каждым днём, объёмы информации растут, и люди во избежание потери контроля над ними должны постоянно меняться. Другими словами, современный человек – если он желает идти в ногу со временем – обязан непрерывно совершенствоваться, приспосабливаться к новым условиям, уметь решать несколько задач одновременно. Без применения цифровых технологий здесь просто не обойтись.
Современные школьники выросли с гаджетами в руках. Теперь эти устройства – неотъемлемая часть их жизни. Разве не логично использовать это в интересах образования? Не секрет, что желание учиться у подрастающего поколения находится на рекордно низком уровне, а педагоги конкурируют с бесчисленными развлечениями в телефонах, планшетах и ноутбуках. Но что мешает интегрировать эти устройства в процесс обучения? Технологии могут рассматриваться в качестве виновника многих проблем образования, а могут использоваться для улучшения взаимодействия сторон образовательного процесса и повышения эффективности их совместной работы.
Цифровое образование создаёт новые возможности, учёба превращается в занимательное приключение, где обучающийся – главный герой.
Мобильные платформы и электронные учебники – это ролевые игры с учениками; технология дополненной реальности позволяет ребятам, что называется, своими руками в виртуальной среде из атомов создать молекулы сложного химического соединения; процесс обучения становится динамичнее с использованием цифровых учебников, когда учащийся может воспользоваться ссылками на соответствующие материалы или ресурсы. Таким образом школьник привыкает ориентироваться в больших объёмах информации. А это как раз то качество, которое необходимо для работодателей в цифровой экономике.
Электронный образовательный контент предполагает самостоятельность освоения, а значит, цифровизация школы позволит сделать обучение более индивидуальным. Разгрузит учителя. Педагог, тративший в былые годы многие часы на проверку тетрадей, теперь может провести онлайн-опрос на любом этапе урока, чтобы выяснить, как дети усвоили материал.
В традиционной школе учитель находился в центре процесса, для учащихся он был основным источником знаний. Теперь педагог становится наставником, направляющим ученика по максимально индивидуализированной траектории обучения. Главным в этом процессе становится ученик!
Андрей КОНДРАТЬЕВ
CONTRA
Ни у родителей, ни у педагогов разрешения на цифровую модернизацию школ Министерство просвещения не спрашивало. Широких обсуждений в обществе с привлечением мнения профессиональных экспертов не велось. И это тревожный знак! Любая реформа, проводимая втихомолку, прежде всего преследует чьи-то финансовые интересы. К сведению: бюджет «жизненно необходимого» для России проекта может составить 507,3 млрд рублей! Нет сомнения, охотники за этими деньгами для реализации своего начинания не остановятся ни перед чем. К тому же это долгосрочный почин, сулящий в будущем миллиардные прибыли представителям крупного мирового IT-бизнеса, с которыми, как представляется, и связаны цифровые реформаторы.
Цифровизация преподносится ими как великое благо, признак высокого уровня цивилизации, избранности, но так ли это на самом деле? Не представляет ли электронная школа опасности для ребёнка? Для ответа на этот вопрос необходимы долгосрочные исследования. Но проводились ли они? Или излучение, исходящее от монитора в течение шести уроков, постоянное использование наушников, ограничение спектра тактильных ощущений благотворно влияют на здоровье детей? Быть может, Министерство просвещения пока только занимается разработкой норм применения электронных устройств в образовательном процессе с привлечением психологов, психофизиологов, клиницистов и организаторов здравоохранения? Если так, почему общество ничего не знает о результатах этой работы?
Зато мы прекрасно знаем, что в ряде стран, где дети используют информационные технологии с самого раннего возраста, общественность и экспертное сообщество уже бьют тревогу. Но это у них, а что же в России?
У нас всеобщая электронная школа ещё не начала работать, но уже сейчас письму уделяется всё меньше и меньше внимания. Очевидно, при переходе на электронные учебники его похоронят окончательно. Так что прости-прощай орфография, пунктуация и грамматика – здравствуй поголовная безграмотность.
Доказано, постоянное использование гаджетов развивает у детей дислексию. Сегодня уже у 30% младших школьников наблюдается данное расстройство, дисграфия – более чем у 37%! И это гораздо больше по сравнению с «догаджетовым» периодом. Представляете, как скакнут цифры с введением электронных учебников? Зато мы избавимся от унылой и никому не нужной писанины.
Кстати, ещё раз о её ненужности. Письмо от руки требует высшей формы абстрактного мышления, активизирует мозговые процессы гораздо сильнее по сравнению с вводом текста на клавиатуре смартфона, планшета или компьютера. По этой причине сила воображения, креативность, возможности памяти, творческие способности – всё это гораздо лучше развито у детей, занимающихся «рутинным» переписыванием текстов из обыкновенной книжки в самую обычную тетрадь. Однако так ли необходимы эти качества оператору айфона? Главное, чтобы раз в год он не забывал покупать новую дорогую модель цифровой техники, а умение генерировать и правильно формулировать свои мысли для этого не нужно.
По этой причине программа цифровизации школы планирует заменить книгу на электронный учебник, учителя – на виртуального тьютора. Теперь, когда есть автоматический станок по производству приносящего доходы потребителя, учитель не нужен, он становится экономически невыгоден, так как ему необходимо платить зарплату, обеспечивать его социальную защищённость.
Думается, после внедрения этих технологий начнётся планомерное сокращение учителей, замена их посредниками между учеником и обучающей программой. Утешает только то, что большинство наших педагогов предпенсионного возраста, а в свете новых мер правительства по социальной защите населения их увольнение грозит работодателю штрафом.
Фото Ольги Беляковой
http://mvestnik.lpgzt.ru/
Комментариев нет:
Отправить комментарий