вторник, 21 марта 2017 г.

Как приобщить ребенка к чтению книг

Если библиотека договаривается со школой, то становится лабораторией информационной грамотности. Она может учить поиску информации, ее оценке и использованию. — Учитель, приведший в библиотеку целый класс, — прекрасно. Но еще лучше, если учитель отправил в библиотеку ребенка с конкретным заданием, — сказала Елена Романычева на встрече с тольяттинцами в детской библиотеке на улице Горького, 42. Задание — замечательный способ взаимодействия. Когда ребенок не под присмотром учителя, а самостоятельно идет в библиотеку, ему надо, во-первых, эту самую библиотеку найти, а во-вторых, выстроить коммуникацию, чтобы выполнить задание педагога. Задача может ставиться разная.

Например, приди в библиотеку, найди все книжки о кукле, организуй выставку в школе, приведи на нее учеников начальной школы. Учитель, конечно, должен предварительно позвонить в библиотеку и договориться с ее работниками о проекте. Родителю, кстати, тоже никто не мешает отправить дочь или сына в библиотеку с конкретным интересным заданием.


Чему молодого читателя можно научить в библиотеке? Она может стать самым настоящим проводником, сталкером в информационном пространстве. «Наша эпоха — это культура переполненной памяти, — рассуждала во время выступления Елена Романычева. — Нейрофизиологи бьют тревогу, потому что у нас происходят серьезные, необратимые изменения в мышлении. Мы никак не можем определиться, что нужно выучить, а что необходимо научиться искать. И здесь библиотека придет на помощь. Если библиотека включена в проектно-исследовательскую деятельность, то она включена в учебную работу. Она становится динамичной образовательной средой».

Читайте со «встречным движением»

В содружестве с коллегой Елена Романычева пишет книги, одна из них называется «Современные стратегии чтения: теория и практика». В ней авторы говорят, что как только мобильный телефон подключился к Интернету, процесс нашего чтения изменился. И бороться с этим бессмысленно и непродуктивно! С таким же успехом можно запретить себе использовать в хозяйстве стиральную машину, электрический чайник, посудомоечную машину и так далее.

Аудитория с интересом слушала заслуженного учителя России. Елена Романычева рассуждала:— Во-первых, нельзя спрашивать детей: «Что хотел сказать автор этой книги»? Этот вопрос подразумевает единственный ответ: «Я не знаю». Потому что мы знаем только то, что автор сказал. Мало ли чего он хотел... Второе — книга никогда ничему не учит. Она дает модель поведения. Воспитательная функция книги — одна из возможных. Поэтому вопрос: «Чему тебя научила книга» равен ответу: «Меня отвратили от чтения». У чтения, как у культурной практики, нет никакой цели, кроме чистого наслаждения.

Чтобы приобщить детей к чтению, оно как процесс должно нравиться. Иначе все бесполезно.

По мнению Елены Станиславовны, для ребенка главное не то, что он прочитал книгу, а то, что он о ней поговорил. Чтобы коммуникация состоялась, Романычева с коллегой придумали технологию «Встречное движение». Для начала родители вместе с детьми вспоминают, о чем могут рассказать книги: о любви, о природе, о погоде, о животных и так далее. Потом надо разделиться на две группы. Родители пишут книги из своего детства, а дочки-сыночки, наоборот, — современные, недавно прочитанные. Далее взрослый и ребенок объединяются в пару, чтобы составить общий список. После чего родитель должен прочитать книги детства сына или дочери, даже если ему они не нравятся. Проблемы чтения детей — это проблема взрослых, как утверждает Елена Романычева.

Если ребенку никто никогда не читал на ночь, если папу или маму невозможно увидеть с книжкой, если учителя в школе тоже не читают, чего мы можем требовать от ребенка? Когда Романычева говорила учителям: «Чтение литературы — наша профессиональная обязанность», они отвечали: «У нас нет на это времени». — Это неисполнение обязанностей, таким учителям нельзя требовать у детей выполнения домашних заданий, — сделала вывод Елена Станиславовна.

Про албанский язык

Лектор подчеркнула, что наши дети читают и пишут гораздо больше, чем мы в их возрасте. Они постоянно переписываются между собой. У них нет трепетного отношения к тексту, ведь на экране компьютера или телефона написанное моментально можно исправить. Не надо бороться с молодежным клиповым мышлением. Бороться следует только с тем, что представляет опасность для жизни и здоровья детей, — с наркотики или алкоголем.

Да, язык Интернета не похож на привычный. Не так давно вышел даже специальный словарь Интернета под руководством Максима Кронгауза. До этого у него была книга «Русский язык на грани нервного срыва, или Перевод с албанского». Можно ли противостоять интернет-сленгу? Вспомните опыт по переучиванию левшей. Клиповое мышление — это невозможность сосредоточиться и долго держать внимание на чем-то. Но клиповое мышление и помогает нам быстро переключиться с негативной информации на положительную. Оно нам помогает справиться с многозадачностью современной жизни.

И еще один интересный тезис из книги Елены Романычевой: путь к чтению зачастую лежит через… освоение техник письма. От маленького писателя — к большому читателю! Надо приучить ребенка играть со сказкой — можно придумать свой конец традиционной сказки, можно перевернуть события с точки зрения другого героя. Например, сказку о Золушке рассказать от лица мачехи, которая желала ей только добра. А сказки в СМС-формате научат вашего ребенка пересказывать коротко, уложив содержание в 66 символов.

Цитата

"Книга никогда ничему не учит. Она дает модель поведения. Воспитательная функция книги — одна из возможных".

Наша справка

В Штутгарте библиотека построена рядом с вокзалом. Она открыта для всех. Человек, которому нечего будет делать при пересадке (а Штутгарт — одна из пересадочных точек Европы), пусть зайдет в библиотеку. В библиотеке 9 этажей, ее обслуживают 132 человека. Здание представляет собой куб, войти в который можно с любой стороны. Лозунг библиотеки: «Мы работаем не с книгами, а с людьми». Там автоматизировано все, стоимость городского абонемента в библиотеку — 20 евро.

Ольга Пимантьева, «Площадь Свободы»
http://augustnews.ru
oleangelina@yandex.ru

Комментариев нет:

Отправить комментарий