понедельник, 25 мая 2015 г.

Инфознайки - 2015



Воркшоп
«Создание и использование электронных справочников
в библиотечной практике».
Первый сезон: «Интерактивные справочники»


Программа воркшопа
Воркшоп должен стать площадкой для обмена мнениями, опытом, достижениями библиотекарей. Он представляет собой комбинированное мероприятие, в котором в любом порядке структурируются различные формы массовой работы: тренинг, семинар, практикум, панельная дискуссия, библиотечный кейс и тд.
Воркшоп – это микс (несколько занятий в цепочке) теоретической презентации, практического занятия и диспута по внедрению электронных справочников в библиотечную деятельность.
Цель воркшопа: коллективный поиск оригинального решения творческой задачи по созданию электронного справочника на основе как рациональных, так и иррациональных идей. 
Сезоны воркшопа:
1)    По веб-справочникам в форматах HTML, CHM  и HLP;
2)    По электронным справочникам для мобильных устройств.
Фасилитатор – Изместьев И.В., главный библиотекарь отдела информатизации Пермской краевой детской библиотеки имени Л.И. Кузьмина.
Участники воркшопа – сотрудники детских библиотек.
Площадка воркшопа – зал с компьютерами и большим монитором/телевизором.
Необходимый бесплатный софт на компьютерах:
1)    Java-редакторы, эмуляторы и Jad-генераторы.
2)    текстовые процессоры (Word, WordPad и др.);
3)    бесплатные визуальные HTML редакторы (Nvu и kompozer);
4)    бесплатный генератор сайтов (TurboSite);
5)    бесплатный генератор боксшотов (Protomissume Software Box Shot Maker).
Время занятий – 20-21 мая 2015 года.
Реализация воркшопа:
1-й этап – Рассмотрение объекта.
Подробная лекция по информационной эвристике (документологии, библиографии, библиографоведению и интернетике), электронным справочникам и созданию мобильных Java-справочников.

2-й этап – Уточнение цели.
Создание концепции электронного справочника. Брейнштурм (мозговой штурм)

3-й этап – Модуль-тренинг «Сделай сам»
(«Мастерская электронных справочников»).

Лекция по программам-редакторам справок (см. дополнение №2).
Участники работают в одном конкретном проекте, который будет иметь законченный товарный вид. С помощью специальных редакторов они создают электронные справочники, а при необходимости конвертируют их в другой формат. На этом этапе разрабатывается дизайн справочника и его презентация аудитории (обложки, боксшоты и тд.).
Участники воркшопа проявляют творческие умения создавать тексты, разрабатывать структуру электронного справочника, делать компьютерный монтаж.


4-й этап – Модуль-диспут «Подведём итоги»
Обсуждение лекции и практической части. Вопросы:
1)  эмоциональная сфера (настроение);
2) удовлетворение запросов;
3) недостатки воркшопа;
4) предложения на будущее.




ОТЧЁТ
по работе воркшопа
 «Создание и использование электронных справочников
в библиотечной практике».
Первый сезон: «Интерактивные справочники»

Первый сезон воркшопа проходил в актовом зале Пермской краевой детской библиотеки имени Л. И. Кузьмина 20 и 21 мая 2015 года с 10 час. 30 мин. до 12 час. 30 мин. В первый день присутствовало 14 человек, а во второй – 7 человек.
20 мая
После вводных вопросов было ясно, что аудитория мало знакома с электронными изданиями, поэтому основное внимание было уделено теории.  Часть участников, как оказалось, не является опытными пользователями ПК.  Заниматься с ними практикой было очень проблематично. Тема для многих оказалась сложной. Для создания электронных справочников требуется умение работы с растровой графикой, чего некоторые участники не имеют. Вопросы задавали только 3 человека. С учётом этого для участников были разработаны инструкции, которые они смогут использовать в своей библиотеке.
21 мая
Аудитория более подготовленная. Часть участников редактирует сайт библиотеки.  Все умеют работать с компьютером. Учитывая это, больше внимания было уделено практической части: создали html-справочники по 70-летию Победы, обложки и боксшоты на сайт. 
Планы
В следующем году предполагается открыть второй сезон, где будут рассмотрены справочники для мобильных устройств (ноутбуков, планшетов, букридеров, нетбуков, смартфонов) и способы их презентации в Интернете. Так как, основная теоретическая часть была рассмотрена в этом году, то в следующем основу будут составлять практические занятия. Для повтора этого материала  подготовить краткую справку.

Комментариев нет:

Отправить комментарий