Воркшоп
«Создание и использование электронных
справочников
в библиотечной практике».
Первый сезон: «Интерактивные
справочники»
Программа
воркшопа
Воркшоп должен стать площадкой для
обмена мнениями, опытом, достижениями библиотекарей. Он представляет собой
комбинированное мероприятие, в котором в любом порядке структурируются
различные формы массовой работы: тренинг, семинар, практикум, панельная
дискуссия, библиотечный кейс и тд.
Воркшоп – это микс (несколько занятий в
цепочке) теоретической презентации, практического занятия и диспута по
внедрению электронных справочников в библиотечную деятельность.
Цель воркшопа: коллективный поиск оригинального решения творческой
задачи по созданию электронного справочника на основе как рациональных, так и
иррациональных идей.
Сезоны
воркшопа:
1)
По веб-справочникам в форматах HTML, CHM и HLP;
2)
По электронным справочникам для мобильных устройств.
Фасилитатор – Изместьев И.В., главный библиотекарь отдела
информатизации Пермской краевой детской библиотеки имени Л.И. Кузьмина.
Участники воркшопа – сотрудники детских библиотек.
Площадка воркшопа – зал с компьютерами и большим монитором/телевизором.
Необходимый бесплатный софт на
компьютерах:
1) Java-редакторы, эмуляторы и Jad-генераторы.
2) текстовые процессоры (Word, WordPad и др.);
3) бесплатные визуальные HTML редакторы (Nvu и kompozer);
4) бесплатный генератор сайтов (TurboSite);
5) бесплатный генератор боксшотов (Protomissume Software
Box Shot Maker).
Время занятий – 20-21 мая 2015 года.
Реализация воркшопа:
1-й этап – Рассмотрение объекта.
Подробная лекция по информационной эвристике
(документологии, библиографии, библиографоведению и интернетике), электронным
справочникам и созданию мобильных Java-справочников.
2-й этап – Уточнение цели.
Создание
концепции электронного справочника. Брейнштурм (мозговой штурм)
3-й этап – Модуль-тренинг «Сделай сам»
(«Мастерская электронных справочников»).
Лекция
по программам-редакторам справок (см. дополнение №2).
Участники
работают в одном конкретном проекте, который будет иметь законченный товарный
вид. С помощью специальных редакторов они создают электронные справочники, а
при необходимости конвертируют их в другой формат. На этом этапе
разрабатывается дизайн справочника и его презентация аудитории (обложки,
боксшоты и тд.).
Участники
воркшопа проявляют творческие умения создавать тексты, разрабатывать структуру
электронного справочника, делать компьютерный монтаж.
4-й этап – Модуль-диспут «Подведём итоги»
Обсуждение лекции и практической части. Вопросы:
1) эмоциональная сфера (настроение);
2) удовлетворение запросов;
3) недостатки воркшопа;
4) предложения на будущее.
ОТЧЁТ
по работе воркшопа
«Создание и
использование электронных справочников
в библиотечной практике».
Первый сезон: «Интерактивные
справочники»
Первый
сезон воркшопа проходил в актовом зале Пермской краевой детской библиотеки
имени Л. И. Кузьмина 20 и 21 мая 2015 года с 10 час. 30 мин. до 12 час. 30 мин.
В первый день присутствовало 14 человек, а во второй – 7 человек.
20 мая
После
вводных вопросов было ясно, что аудитория мало знакома с электронными
изданиями, поэтому основное внимание было уделено теории. Часть участников, как оказалось, не является
опытными пользователями ПК. Заниматься с
ними практикой было очень проблематично. Тема для многих оказалась сложной. Для
создания электронных справочников требуется умение работы с растровой графикой, чего некоторые участники не имеют.
Вопросы задавали только 3 человека. С учётом этого для участников были
разработаны инструкции, которые они смогут использовать в своей библиотеке.
21 мая
Аудитория
более подготовленная. Часть участников редактирует сайт библиотеки. Все умеют работать с компьютером. Учитывая
это, больше внимания было уделено практической части: создали html-справочники
по 70-летию Победы, обложки и боксшоты на сайт.
Планы
В
следующем году предполагается открыть второй сезон, где будут рассмотрены
справочники для мобильных устройств (ноутбуков, планшетов, букридеров, нетбуков,
смартфонов) и способы их презентации в Интернете. Так как, основная
теоретическая часть была рассмотрена в этом году, то в следующем основу будут
составлять практические занятия. Для повтора этого материала подготовить
краткую справку.
Комментариев нет:
Отправить комментарий