среда, 19 августа 2020 г.

Литва: Наши мечты о свободе слова так и остались мечтами

Писатель Римантас Грейчус рассказал Baltnews о переписывании послевоенной истории и преследовании свободы слова.
В современной Литве официальные круги заявляют, что в стране воцарились демократия и настоящая свобода. Все плохое – "следствие советского прошлого". Литовские антифашисты заявляют в ответ о политических преследованиях и открытом прославлении нацистских преступников.

Один из тех, кто долгие годы говорит об исторической правде, – писатель Римантас Грейчус. В советской Литве Грейчус был известен как смелый журналист, а на пенсии стал писать книги. Корреспондент Baltnews взял интервью у известного писателя и обсудил с ним ситуацию в современной Литве и отношение властей к послевоенной истории.

– Г-н Грейчус, с распада СССР прошло уже 30 лет. Как вы думаете, что изменилось в Литве к лучшему за это время?

– За 30 лет свыше миллиона людей покинули Литву. Если в нашей стране такая "свобода", почему люди толпами бегут за границу? Вот политики из партии консерваторов говорят: "Все хорошо, Литва процветает, а кто уезжает – пусть уезжает. Это их проблема".

Консерваторы точно процветают, а многие люди столкнулись с крупными проблемами. Нищета, коррупция, дорогое высшее образование. Пенсии в размере 160–260 евро, зарплаты – 300–470 евро, и это при европейских ценах на питание и услуги. Вот и едут люди на Запад, там есть возможность заработать, и коррупции меньше.

Какой выход из этого тупика? Пока в Литве будет действовать партия консерваторов с их доминированием в разных структурах власти, в армии, в СМИ, до тех пор Литва и будет отсталой страной.

В 2006–2007 годах в Сейме Литвы специальная комиссия расследовала возможные преступления консерваторов (речь идет о сотруднике Департамента государственной безопасности, ДГБ, Юрасе Абромавичусе, взорванном в своей машине в 1997 году, – прим. Baltnews). Комиссия установила, что член Сейма, консерватор Алгис Петрусявичюс и связанные с ним работники спецслужб и военные занимались такой деятельностью, которая противоречит законам. Во время работы комиссия вообще установила много фактов незаконной деятельности влиятельных консерваторов.

– Весной этого года вышла седьмая ваша книга – исторический роман "Поднятые пороги". Расскажите, какая основная тема новой книги?

– В книге "Поднятые пороги" представлены важные моменты истории Литвы (1940–1960 годы) и их связь с событиями современной Литвы. Все основано на реальных фактах.
Например, женщины Янина, Стефа, Вале – их имена настоящие.
А ведь в те послевоенные годы эти так называемые герои убили свыше 1006 детей. Всего же жертвами террора "лесных" в период с 1944 по 1954 год стали 25 тысяч 108 мирных жителей Литвы.

В новой книге я описываю трагедию деревни Опшрутай. В ноябре 1947 года отряд "лесных" напал на деревню, были убиты 33 жителя. Один из главарей "лесных братьев", Антанас Балтусис-Жвеяс, был основным организатором этой варварской акции. Он все спланировал, но сам не участвовал: руководил карателями так называемый Штурмас. В деревне жили русские, и поэтому было решено их уничтожить.

Сейчас в деревне Опшрутай нет памятника невинным жертвам, но есть памятник палачам. Парадокс? Да, но таких парадоксов в Литве много. Много дискуссий о знаменитом палаче Йонасе Норейке и его памятнике. Таких, как Норейка, в Литве было много. Это и тот же Антанас Балтусис, и Антанас Случка, Повилас Плехавичюс и другие якобы герои. Это линия консерваторов – прославлять всех таких палачей.
– Как вы считаете, какая на самом деле "свобода слова" в Литве? Осенью 2017 года из книжных магазинов изъяты книги Руты Ванагайте, несколько лет назад проводили обыски у писателя Повиласа Масилениса, был изъят тираж книги Галины Сапожниковой о событиях 1990–1991 в Литве. Таких случаев много, а за историческую правду заводят уголовные дела, угрожают помещением в лечебницу. Может, это продолжение традиций сметоновского профашистского режима, который правил Литвой в 1926–1940 годах?

– Увы, в Литве некоторые книги стали объектами "охоты на ведьм" XXI века. Насколько это эффективно, еще вопрос, ведь некоторые из запрещенных книг можно найти в интернете. Но спецслужбы все равно проводят свою линию, и если человек пишет и говорит не так, "как надо", то у него скоро появляется много проблем.

Расскажу такую историю: в 2018 году в районе Шилутес местная библиотека с поддержкой местной мэрии проводила конкурс лучшей книги писателей, которые родились в этом районе или жили там некоторое время. Получился огромный конкурс. Участвовал и я со свой книгой "Пороги". И вот прошел конкурс. Один из организаторов конкурса, чиновница мэрии, дает свои комментарии о книгах.
Да, в принципе в Литве видна такая сметоновская линия. Самого Антанаса Сметону часто вспоминают на телевидении. Ему поставили уже два памятника, сейчас собираются ставить третий, в Вильнюсе. А что такого "прекрасного" сделал этот президент? Он даже не был выбран, президентом был "поставлен" после военного переворота.

Сметона и его соратники проводили жестокие политические репрессии, открывали концлагеря, подавляли свободу слова. Жили они прекрасно, а очень много людей были бедными и безграмотными. Когда летом 1940 года в Литву пришла советская власть, Сметона быстро через речку сбежал в гитлеровскую Германию. Позже переехал в США. Там хорошо жил, там и умер. В современной Литве сторонники Сметоны тоже живут прекрасно и проводят политические преследования.
– Вас в сентябре 2019 года вызывали в местное бюро ДГБ в Клайпеде? Что это за практика, когда писателей и журналистов вызывают в тайную полицию? В 2014 году в тайную полицию вызывали журналиста газеты "Обзор" Альгирдаса Плукиса, были и другие случаи.

– ДГБ "заботится" обо всем в Литве. У меня же эти парни спрашивали, зачем летом 2019 года я ездил в Сибирь.

Но скажу более важную вещь: часто структуры власти вообще запрещают мероприятие, если получают сигнал, что оно якобы враждебное. Так, в 2019 году в Пагегяй должна была состояться встреча ссыльных. Была намечена дискуссия, презентация книг, концерт. Я был одним из основных организаторов мероприятия. Но за два дня его запретили.

Люди обсуждали это, основная версия – был получен указ сверху. Если Грейчус – организатор, значит, надо запретить – такая логика наших феодалов. Также слышал, что запрещали лекции доцента Эдвардаса Саткявичюса. Вот и видим, что в Литве правды очень боятся. В 1990 году были такие розовые мечты о свободе слова, но увы – пока эти мечты так и остались мечтами.
– В Литве видны явные признаки возрождения фашизма. Сторонники этого движения отходят от исторической правды, часто отрицают Холокост, всячески унижают светлую память советских партизан, советских солдат, которые в 1941–1945 годах боролись с фашизмом и участвовали в освобождении Литвы. Что делать в такой ситуации? Как защищаться от волны современного неонацизма?

– Я лично ознакомился с трудами историка Песаха Фрейдгейма и других, кто описал героизм людей, защитивших в сложное время Литву от коричневой чумы. В Литве историк Анушаускас и некоторые его коллеги уже отходят от исторической правды: они все повернулись в другую сторону, им борцы с фашизмом – негодяи и палачи, а настоящие палачи, такие как участник Холокоста Йонас Норейка – ангелы.

Но часть историков придерживается нормальной позиции. Вот Миндаугас Поцюс выпустил книгу "Другая сторона луны". Там довольно объективно описана деятельность "лесных братьев". Современные неонацисты подняли шум, угрожали. Что же, они всегда так делают, но, как говорится, "собака лает, а караван идет". Нам надо опираться на историческую правду и просвещать народ.
Вот иногда слышу всякие басни о "зверствах" советских партизан. Расскажу реальную историю. Антанас Норвилас с лета 1940 года служил в советской милиции. В июне 1941 года немцы вступили на территорию Литвы, а Норвилас ушел в подполье. Во время немецкой фашистской оккупации он в Жемайтии создал отряд партизан. Они отнимали оружие и одежду у коллаборантов и голыми отпускали домой.

Норвилас говорил: "Мы не такой большой народ, чтобы убивать друг друга". После войны большинство членов этого отряда были убиты. "Лесные братья" их не отпускали, а убивали – стреляли, вешали. Вот и судите – кто проводил "зверства", а кто нет.

Драматические истории, связанные с жизнью советских партизан, и сложный период после войны описал писатель Эдвардас Улдукис. Я с ним много общался и услышал много примеров героизма. Сейчас тоже важно писать правдивые статьи на эту тему, выпускать книги, проводить антифашистские конференции и семинары.

– Какая сейчас у вас мечта?

– Сейчас моя основная мечта, чтобы в Литве был построен памятник "Единство народа". Лучше два таких памятника – в Крижкальнисе и в Вильнюсе. Думаю, надо увековечить память всех, кто боролся по разные стороны баррикад, а также всех невинных жертв.

Вторая мировая война и послевоенное время – очень сложный период. Надо понять это, протянуть друг другу руки и пойти тропой мира. Только так сохраним нашу Литву.

Гедрюс Грабаускас
https://baltnews.lt/
Недавно в Литве появилась очень интересная книга Римантаса Грейчюса «Мне не надо судьбы иной». По сути – это автобиографическая книга.

Римантас Грейчюс – сын директора Пагегяйской гимназии Йонаса Грейчюса, сосланного как враг народа со всей семьёй в 1949 году в Сибирь по доносу его бывшего ученика Владаса Грибаса. Таким вот образом вся семья оказалась в деревне Соловьёвск Нижнеудинского района Иркутской области.

А дальше у парня началась обычная жизнь, как и у всех ссыльных литовцев. Он – и школьник, и рыбак, и музыкант, и строитель Новосибирской ГЭС, и работник культуры, и учитель, и студент Новосибирского института инженеров водного транспорта. В книге, по сути, рассказ о том, как молодой человек искал себя в жизни.
Вскоре родители уезжают в Литву, Римантас - уже с женой Валентиной - остаётся в Сибири. Потом он приезжает в Литву, но после мытарств в ней возвращается в Россию. Работает учителем. Но недолго. И уже со всей семьёй возвращается на Родину. Ох и трудным было начало на новом месте, хоть и на Родине: Юрбаркас, Шилуте, Рамучяй – тут он сельский учитель. Потом - другие города. И, наконец, Клайпеда. Там он уже вплотную занялся большой журналистикой.

Внимательный и аналитический взгляд, острое перо и постоянный поиск нового и злободневного не всегда были угодными как для советско-партийной номенклатуры, так позже и для «демократов» новой независимой Литвы.

Писал о том, что видел, как думал. Поэтому хочу, чтобы и наши читатели окунулись в суть написанного журналистом и писателем Римантасом Грейчюсом.

Вот некоторые отрывки из его книги.

Грейчюс пишет, что отец и сын Бальсявичюсы, оба Антанасы, до начала Великой Отечественной войны на своих лошадях за оплату помогали связистам-пограничникам 105-го погранотряда возить и устанавливать столбы. Заработок был неплохой.

«…А то, что в молодости Антанас помогал советским пограничникам, ему сразу после начала войны действительно аукнулось, ибо недостатка в стукачах в Литве никогда не было.

Как только в Крятингу вошли немцы, им сразу кто-то «настучал», что у Бальсявичюсов была связь с советскими пограничниками, и Антанас-младший оказался в гестапо. Били, допрашивали, и вопрос был один: «Какое задание тебе дано, русский агент?» А что мог парень на это ответить? Наконец, ничего не добившись, немцы Антанаса отпустили.

Сразу после изгнания из Крятинги немцев уже советским чекистам кто-то «настучал» о побывавшем в гестапо Бальсявичюсе, и он был арестован. Били, допрашивали, а вопрос один: «Какое задание пообещал немцам выполнить, что они тебя так быстро отпустили?» А что мог парень ответить?..»

Другая история. Хутор Лукошюсов находился недалеко от границы. Рядом по оврагу протекала речушка Лаздуна. Поэтому в начале войны в этот овраг сбегались жители ближайших хуторов. Пограничники вели бой с наступающими фашистами. Семьи пограничников тоже были в этом овраге.

«…Вечером прибежал Лукошюс и Нину (жену начальника заставы. – А.П.) с сыном увёл к себе домой. Приодел, накормил, сказал страшную новость: пограничники погибли, застава сгорела, вокруг шастают немцы с литовцами, нацепившими на рукава белые повязки, кажется, ищут начальника заставы, которого не обнаружили среди погибших. Лукошюсы решили Нину с сыном держать в подвале.

На другой день к Лукошюсам заявились немцы с белоповязочниками, нашли Нину. Её и семью Лукошюсов вывели во двор, хозяина хутора избили, требовали сказать - где начальник заставы? Но Нину не тронули.

…Так и жила Нина с сыном у Лукошюсов. Но вот Лукошене однажды собралась поехать на мельницу. Вместе с ней поехала Нина с сыном. Ехали через Дягучяй… Там бдительный белоповязочник поспешил доложить немецкому офицеру, что в проезжающей телеге сидит жена бывшего начальника русской погранзаставы в Лаздуненай… Офицер вынул пистолет и сказал, что пристрелит «предательницу-литовку», если она не отвезёт «бабу большевика» в лагерь для семей советских военных в Жямайчю-Науместис. Так Нина Скивко оказалась в плену.

В конце лета немцы стали раздавать пленниц местным жителям. В лагерь потянулись литовцы, они уводили русских женщин с детьми. Беременную Нину с сыном забрала местная Степанида Кулагина, у неё Нина родила дочь… Спустя год немцы опять собрали и согнали в лагерь семьи советских военных… В немецких лагерях Нина пробыла до мая 1945 года. Там схоронила умершую от голода дочь…»

А сын Толя остался в семье Степаниды Кулагиной и рос вместе с четырьмя её сыновьями. После войны Нина приехала в Литву и забрала своего сына…

Римантас рассказывал не только о войне, но и о послевоенном времени.

«14 мая 1945 года в дом Радзявичюсов ввалились незваные гости. Пиюс собирался на работу.

- Ты-то нам и нужен, - сказал один из вооружённых людей, вынимая пистолет. — Пойдёшь с нами.

Обмерла Она посреди кухни, протянула руки. Увидев, что пришельцы уводят отца, заплакали дети.

А я уже в нынешнее время, когда, наконец, всё было расставлено по своим местам и те герои названы партизанами, разыскал жену того, ими уведённого Радзявичюса. С того дня минуло почти полвека, однако, когда я начал расспрашивать её, женщина расплакалась.

- Тело Пиюса люди нашли на другой день на берегу Шяшупе. И осталась я с шестью детьми, старшему из которых было всего девять лет, - стала рассказывать Она. Но я, почувствовав, как ей трудно говорить, поспешил распрощаться. Разговор на эту тему продолжил уже с её старшим сыном - Генрикасом.

- Отец вырос в бедной семье, - рассказывал он, — и рано понял, что на лучшую жизнь можно надеяться лишь в том случае, если рухнет ненавистное рабочему человеку буржуазное правление. Отец был очень трудолюбивый и честный человек. Почувствовав, что слабеет зрение, бросил ремесло портного и стал земледельцем. Он верил, что мы, дети, жить будем более счастливо. А в тот страшный майский день сельчане видели, как из нашего костёла вышли и к нашему дому направились незнакомые вооружённые люди. Убили они отца зверски: в оба глаза штыки воткнули так, что они вылезли на затылке. Потом тело забросили в Шяшупе. Очень бедствовали мы без кормильца. Помогали соседи и, разумеется, советская власть. Кстати, я не сомневаюсь, что основным организатором убийства отца был ксёндз костёла Скардупяй, позднее арестованный и осуждённый, а ещё позднее вновь вернувшийся пасти Божьих овечек, кажется, в Шяуляй…»

Продолжая тему, Римантас Грейчюс пишет:

«…В Алитусе захожу к Антанине – эта пожилая и измученная болезнями женщина позвонила мне и сказала, что хочет поговорить со мной. Ей, оказывается, есть что рассказать о тех партизанах, что после войны находились в лесах близ Алитуса.

- Сразу после окончания войны, - услышал я, - в Алитусе расположился полк Советской армии. В нём радистками работали русские девушки. В начале сорок шестого года командование полка по каким-то делам командировало трёх девушек в Варену - они поехали на санях и безоружные. Очевидно, отправлявшие девушек мужчины совсем забыли, что поедут они по лесу, в котором свои боевые походы готовили герои-партизаны. Когда девушки в назначенное время не вернулись, а из Варены пришло сообщение, что там их не дождались, были организованы поиски. И нашли. Три молодые, красивые, незамужние девушки с обрезанными грудями и вырезанными на лбах звёздами в лесной глуши были насажены на острые колья, а встретившие их на лесной дороге партизаны умчались восвояси на их санях. Я видела этих девушек в гробах, рыдала в голос, хотя и не была с ними знакома. Плакали многие алитусцы, пришедшие склонить головы…

О подобных «подвигах» партизан я написал статьи. Увы, вскоре понял, что всё это - лишь то, что может по мне больно ударить. Ибо наступали времена, когда о «подвигах» этих партизан следовало писать совсем по-другому.

Однажды в Алитусе иду на автовокзал, а навстречу мне знакомый работник городского телекома. Поздоровались, уже, было, разошлись, но вдруг он обернулся, позвал меня и, осмотревшись, тихо сказал:

- Мы получили список номеров телефонов жителей города и района, которые велено подключить для прослушивания. Может, хотите глянуть на этот список? Только, понимаете, это крайне секретное дело.

Захотел глянуть, а, увидев, ахнул: во-первых, список был огромен; во-вторых, в нём я нашёл номер и своего телефона. И понял, что я, вступивший в конфликт с представителями ещё той, советской власти и битый ими, стал своими статьями раздражать и новую власть, кричащую о свободе слова, так как вновь совал нос не туда, куда следует. Решение созрело к концу лета: моя журналистика здесь больше не нужна, и с ней надо прощаться. Может, навсегда»…

Римантас, проживший в Сибири с русскими, поляками, немцами, украинцами, татарами и бурятами (кстати, с последними был очень дружен), пожелал съездить в те края, где прошли его детство и юность. Поехал. Встречали его там как родного. Вспоминали о своей молодости, о знакомых товарищах, многие из которых стали учёными, инженерами, руководителями регионов.

И за то, что эта книга была издана на русском языке в Санкт-Петербурге, автор глубоко благодарен другу детства буряту Асалхану Бороноеву, почётному профессору Санкт-Петербургского университета.

https://www.obzor.lt


Комментариев нет:

Отправить комментарий