Уровень компьютерной (цифровой) грамотности населения Казахстана составляет 76,2%. Это высокий показатель. Но необходим и дальнейший рост. Об этом и других интересных вещах, связанных с цифровизацией, в интервью Zakon.kz рассказал ректор Международного университета информационных технологий Дамир Шыныбеков.
- Под воздействием научно-технического прогресса мир меняется. Как, на ваш взгляд, реагирует Казахстан на вызовы современности?
Чтобы государство могло полноценно жить и развиваться, необходимы инновации. Именно они играют важнейшую роль в повышении производительности и конкурентоспособности, диверсифицируют экономику и стимулируют деловую активность. И в этом контексте цифровые инновации приобретают особый смысл и особую роль двигателя прогресса.
В нашей стране сегодня активно реализуется государственная программа "Цифровой Казахстан", рассчитанная на 2018-2022 годы. Это развитая информационно-коммуникационная среда, IT-инкубаторы, электронные государственные услуги, электронная коммерция, цифровые библиотеки, блокчейн технологии, кибербезопасность, электронная логистика, умные города, и это еще не весь перечень направлений, которые охватывает цифровизация. При этом, следует отметить, что в настоящее время уровень компьютерной (цифровой) грамотности населения составляет 76,2%. Это высокий показатель, в то же время необходим рост, так как цифровая экономика требует наличия у всего населения навыков, позволяющих пользоваться ее плодами.
- Каковы приоритеты развития нашей страны в рамках цифровизации экономики и государственного управления?
21 век – время комфорта. Один из самых интересных трендов – это Умный город или Smart city. Это безопасная и удобная среда обитания, управление которой происходит посредством цифровых технологий. Мы видим перед собой наглядный пример – Астана и Алматы, которые идут по пути умного города.
Здесь же цифровизация государственных услуг. На сегодняшний день по республике действует 318 ЦОНов государственной корпорации "Правительство для граждан". При этом очень важен переход на внедрение онлайн услуг. Например, в Алматы предусмотрено оказание более 180 видов государственных услуг, из них на сегодняшний день автоматизирована 81, и это составляет 43 процента от общего объема.
Важнейший приоритет – кибербезопасность. Вопрос кибербезопасности выходит на новый уровень в разрезе роста объемов IoT и робототехники, а также участившихся кибератак. По прогнозам международной консалтинговой компании Gartner, специализирующейся на рынках информационных технологий, мировой оборот рынка кибербезопасности к 2018 году приблизится к $100 миллиардам. Например, бюджет США на обеспечение кибербезопасности к 2017 году вырос до $19 миллиардов, а общемировой составил более $80 миллиардов. Казахстан, реализуя концепцию "Киберщит Казахстана", готов выделить на борьбу с киберугрозами порядка 70 млрд.тенге.
- Поскольку большие города играют сегодня ведущую роль в формировании цифровой среды, было бы интересно узнать, как на Ваш взгляд, развивается цифровизация в Алматы?
Смело можно сказать, что Алматы, как крупнейший мегаполис страны – лидер цифровизации в Казахстане. Так, доля города в производстве IT-продуктов составляет более 60%. Цифровая грамотность населения – 92%. Треть услуг электронного правительства и 75% розничной интернет-торговли приходится на Алматы. По итогам 2017 года более 65 процентов объема ВДС ИКТ отрасли сформировал город Алматы.
Город занимает лидирующее положение по развитию и внедрению в жизнь смарт-проектов. Реализуются системные цифровые проекты в сферах безопасности, общественного транспорта, образования, здравоохранения в сфере жилищно-коммунального хозяйства. К примеру, уже 89% города переведено на медицинскую информационную систему, а до конца года планируется добиться 100-процентного результата. Автоматизирован процесс паспортизации инженерных сетей, сбора показаний приборов учета.
В июне 2018 года акимат города подал заявку на участие в международном конкурсе IDC Smart Cities Europe and Central Asia Awards (Лондон, Великобритания) по направлениям транспорт, безопасность, ЖКХ, устойчивое планирование и управление. По результатам конкурса город Алматы был включен в международный рейтинг IDC умных городов.
Кроме того, Алматы является центром развития ИКТ, крупнейшим деловым и инновационным хабом. Городом, наиболее лояльным к инновациям в молодежной среде.
Например, студенты нашего IT – университета также вносят свой вклад в развитие инноваций. Наши действующие стартапы: StarBus – сервис для оценки качества общественного транспорта, ecoStation – умная остановка, функционирующая на солнечных батареях с функцией зарядки девайсов и WiFi. ПроектTazalyk делает мир зеленее и экологически чистым с помощью IT. Это система автоматизации сбора отходов и с помощью приложения этот процесс становится интереснее и прибыльнее, пользователь зарабатывает себе бонусы помимо денег.
- Глава государства назвал образование в числе первых областей, с которых необходимо начать цифровизацию. Как Вы считаете, почему названа именно эта сфера? Есть ли уже результаты работы и успешные проекты в сфере цифровизации образования?
- Да, главный тренд в образовании связан с цифровой революцией, которая приведет к кардинальному изменению рынка труда, появлению новых компетенций, улучшению кооперации, повышению ответственности граждан, их способности принимать самостоятельные решения. Цифровизация и образование – это два тесно связанных понятия. Новые образовательные программы должны быть направлены на подготовку специалистов, владеющих знаниями в области проектирования, администрирования и тестирования, с учетом развития навыков кодирования, так как IT сегодня присутствуют во всех сферах деятельности: логистика, медицина, сельское хозяйство, промышленность. Важные тренды образования - новые специальности, доступность для любой аудитории, электронные учебные базы, онлайн обучение.
Сегодня нам нужна подготовленная критическая масса людей высокой квалификации. Для этого нужно создавать соответствующую экосистему, которая бы мотивировала спрос на высокие технологии и стартап- движение. Приведу в пример наш университет. Он был создан в рамках программы ГПФИИР и признан самым успешным образовательным проектом в рамках государственно-частного партнерства. С первых дней перед нами стояла задача – вырваться в лидеры по подготовке IT -специалистов, и эти задачи мы реализовали. В эти дни прошел Финал Чемпионата по программированию региона Северная Евразия, где участвовали 318 команд из всех университетов СНГ. Команда МУИТ стала обладетелем золотой медали, и прошла в мировой финал, который состоится в апреле в Португалии. Наш университет является организатором проведения крупнейшего в СНГ ежегодного Фестиваля идей HACKDAY, где молодые специалисты в креативной и неформальной среде превращают свои идеи в работающие стартапы. С гордостью хочу сказать, что в этом году в фестивале приняли участие свыше 3 000 человек, собрано 600 стартап - проектов.
Как центр компетенций в области ИКТ IT- университет считает своим долгом распространять знания не только у себя в университете, а делиться ими с другими вузами Казахстана, помогать развивать программы компетенции в средних школах. IT- университет подготовил программу по STEM – образованию, мы обучили тренеров национального центра "Орлеу", свыше 80 учителей информатики НИШ и более 4 тысяч школьников в НИШ, РФМШ, "Мирас" и др. IT- университет также проводит активную работу по открытию лабораторий робототехники в школах, мы оснастили комплектами по робототехнике 10 школ Алматы. Разработали свыше 40 новых образовательных программ, связанных с IT, в том числе такую востребованную специальность, как цифровая журналистика.
- МУИТ очень активно представлен в социальных сетях. Это часть медиакоммуникационной политики вуза?
- Университет – это особый субъект социальных коммуникаций, сочетающий разные цели и функции, и имеющий сложный состав целевых аудиторий. С другой стороны, есть и определенные общественные, порой даже государственные ожидания от действий университетов в публичной сфере, от их коммуникации с обществом. И если большую часть информации о вузе можно найти на сайте, то установить коммуникацию с целевой аудиторией, получить комментарии и вести диалог позволяют социальные сети. Подчеркиваю, вести диалог, а не навязывать свою точку зрения. Так как сегодня мы наблюдаем некоторую подмену понятий, как бы нивелирующих роль фактической информации. Многие считают, что социальные сети, это – отражение общественного мнения. Это наверное так, и в тоже время не совсем. Это, в первую очередь, тренд коммуникативных отношений, возможный срез общественного мнения, но никоим образом не истина в конечной инстанции. Например, по данным международного инструмента анализа веб-трафика StatCounter из 18 млн. населения Казахстана реально социальными сетями пользуются только порядка 4 млн. Это реальные статистические данные. Если брать отдельно активных пользователей, которые пишут посты и оставляют комментарии, входят в различные группы, то таких наберется чуть более 3 млн.
- По поводу социальных сетей ломается много копий. Одни исследователи утверждают, что это зло, другие доказывают, что это естественное развитие информационного общества. И те, и другие довольно часто сходятся во мнении, что социальные сети сегодня это новая форма консолидации общества, которая может заменить собой все другие формы общения. Интересно ваше мнение.
- Если обратиться к самым известным инструментам для анализа web-трафика и сайтам, которые ранжируют социальные сети по количеству активных ежемесячных пользователей, например, к данным от StatCounter или Dreamgrow, то можно без труда заметить, что популярность разных социальных сетей во всем мире несколько варьируется. В Казахстане, например, по последним данным юзеры отдают больше предпочтения просмотру YouTube. Такие сети как Printerest и Twitter у нас особо не востребованы, в то время как по миру они обычно уверенно входят в топ-шестерку.
В самой популярной сети нашей страны "ВКонтакте", по данным BrandAnalitiks зарегистрировано 2 млн активных пользователей. В Instagram 1,5 млн. Это те пользователи, которые опубликовали как минимум один публичный пост в день. Самая популярная в мире сеть "Facebook" в Казахстане имеет 2,5 млн зарегистрированных пользователей, из них активных пользователей только 390 тыс. В Twitter - 28 600. При этом доступ к интернету имеют свыше 14 млн казахстанцев. Насколько это является полным срезом общественного мнения, если честно, даже не знаю.
Современное общество, это все-таки более сложный организм и развиваться оно должно в ногу со временем. Это требует от любой страны высокой информационной грамотности и стабильности, в то же время сохранения индивидуального облика, присущего стране. И это очень серьезный вопрос, требующий исследовательского подхода.https://www.zakon.kz
Комментариев нет:
Отправить комментарий